Объект нематериального культурного наследия Тверской области «Технология изготовления Калязинского кружева»
История промысла
Каля́зин — старинный город (с 1775 года) в Тверской области России. Расположен на правом берегу Волги и разделен рекой Жабня на две части — восточную и западную. Географическое положение способствовало расцвету города: по Волге шли крупными партиями товары в Москву и Петербург. Два раза в год в городе устраивались ярмарки.
В Калязине сформировались промыслы: кузнечный, сапожный, портновский, валяльный, кружевной. Сельское хозяйство в Калязинском уезде было на низком уровне, что способствовало развитию промыслов. Жители деревень занимались отходничеством.
В XVIII веке получили широкое распространение Калязинские изразцы. Они продавались на ярмарках во многих городах.
Кружевной промысел рождается в 1654 году, когда в Калязин, в Троицкий монастырь, убежав от эпидемии чумы, переезжает царица Мария Ильинична Милославская, супруга царя Алексея Михайловича. Вместе со слугами она привозит мастериц, обученных плести кружева из золотой и серебряной нити. Со временем золотые нити сменились легким льном и шелком, по причине дороговизны и отсутствия спроса в уездном городе на драгоценную отделку одежды. Интерес к калязинскому кружеву разгорелся: изящное и недорогое, оно развозилось русскими и иностранными купцами и составляло конкуренцию широко известному вологодскому кружеву. Объем изготовляемой продукции увеличивался, в кружевоплетении уже была задействована половина всего женского населения города.
Крупным центром кружевной промышленности Калязин стал к 1880 году. Его даже называли городом крахмала и кружев. Кружева продавались в Москве, Петербурге, соседних городах, в Европе и государствах Малой Азии. К концу XIX века насчитывалось около двух тысяч кружевниц. Главными поставщиками льняной пряжи для кружев были простые крестьянки, а занимались изготовлением кружев мещанки. Среди мастериц существовала специализация выполнения определенного типа кружева. Так в одной части Калязина плели сцепное кружево, в другой — «фантажное» (многопарное) кружево для украшения модных головных уборов.
Кружева
К середине XIX века выработался свой, калязинский, тип сцепного кружева, выплетаемый специально для простыней и декоративных полотенец. Он был с очень густым рисунком или свободно стоящими фигурами на массивном насновочном фоне, часто целиком из цветных шелков или металлической пряжи. Узор почти всегда повторяется: цветок семилистник и птицы по его сторонам, в крае помещались или такие же свисающие семилистники, или более густые в виде трех встречных цветов с «вилюшкой» по кромке зубца или цветущего дерева.
«Старорусский калязинский» манер плетения с сетчатым геометрическим орнаментом использовали для приготовления аршинного кружева: прошвы (аршинное кружево с одной прямой кромкой и вторым краем с зубцами, или фестонами) либо агроманты (кружево с зубцами по обеим кромкам), которыми обшивали покрывала для подушек и отделывали платья.
В Калязине также много выплетали тюлевого кружева с цветочными рисунками, расположенными по всему тюлевому фону рядом, немного вкось. В тончайшем кружеве типа «валансьен» и в кружеве типа «малин» прослеживается влияние стиля брюссельских и брабантских мастериц. Рисунки калязинских кружевниц довольно просты и без конкретики (только обобщенные мотивы, сохраняющие облик цветка): наклонные мотивы цветов в виде овала из цепочки скани с решеткой внутри, короткая веточка. Разнообразие в узор вносит чередование решеток. Использовался также вариант с круглыми цветами, удлиненным черенком и одним зубчатым листиком: узоры как бы свисают с верхней фигурной полосы.
Для калязинского льняного кружева характерны лапчатые зубцы и трилистники, чередующиеся на простом фоне с цветной шелковой сканью. С течением времени в традиции кружевоплетения все больше проникают мотивы русского народного орнамента: круги-ромбы, денежки, речки.
Массовое плетение кружев в Калязине велось вплоть до Октябрьской революции. В первые послереволюционные годы спрос на кружево резко упал. Из восьмисот кружевниц, занятых на промысле до Первой мировой войны, в 1927 году продолжали плести только сто. Чтобы не дать промыслу угаснуть было создано «Промыслово-кредитное товарищество» (позднее артель «Сельпромкредсоюз»), взявшее на себя заботу о снабжении мастериц нитями и о сбыте готовой продукции. Однако в начале 30-х годов артель распалась окончательно. Одни кружевницы продолжали плести, другие переменили профессию.
Вид техники ручного кружевоплетения, применяемый при изготовлении ажурных текстильных изделий с использованием различных нитей (льняных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, металлических и т.д.) без тканой основы.
В Калязине плелись кружева двух видов: многопарное — его называют фантажным, и сцепное, или сцепочное. «Первые характеризуются прямолинейностью, рельефностью, чистотой отделки и сложностью узора. Вторые — более плотные, плетутся зигзагообразными, зубчатыми, вьющимися линиями и носят название еще „немецких“» (Никольский И. Ф. Калязинские кружева. С. 16). Выплетали в Калязине мерное кружево в больших количествах, однотонное и с яркой сканью из шелка, узкое и широкое; и штучное кружево: плели в основном платки, воротники, изделия для украшения интерьера – занавески, салфетки, прошвы для наволочек, вставки для рубашек и т. д.
Инструменты и материалы
Для плетения кружев необходимы круглые холщевые подушки (валики), туго набитые опилками, малые и большие. Коклюшки (деревянные палочки с углублением для намотки нитей), булавки и сколки (технические рисунки узоров). «Обзаведение всеми этими предметами стоило в Калязине до войны не более одного рубля. Коклюшки делаются из разных пород дерева: дуба, березы и клена. В Калязине их обычно делали раньше в тюрьме арестанты, по 1 коп. штука, а также пастухи, ребята, подростки и пр. Самые лучшие коклюшки считаются дубовые и кленовые. Первые ценятся кружевницами по своему весу, а вторые по своей мелодичности — „лучше гремят“, т. е. дают при плетении своеобразный музыкальный тон (некоторые кружевницы уверяют, что будто бы при однообразной кружевной работе звонкий стук коклюшек успокаивающе действует на плетельщицу)» (Никольский, с. 13). А еще по коклюшечному звону мастериц называли «звонари» или «шептуны».
Сколки в основном были местные. Передавались рисунки из поколения в поколение. Иногда их даже трудно назвать сколками в современном понимании: пожелтевшие от времени куски картона с проколами. Делались эти сколки таким образом: мастерица под свою работу подкалывала картонку, плела кружево по первому сколу, а на нижней подложке оставались проколы от булавок. Полученными таким образом сколками делились с другими мастерицами.
Локальные особенности, отличающие калязинское кружево от образцов из других регионов проявляются в его плотности. Узор почти полностью состоит из вилюшки, выполнявшейся плотной полотнянкой, в которую часто пропускали скань: цветную или в тон изделия нить. Дополняет ощущение плотности фоновая сетка-решетка, которая заполняет небольшие просветы. При этом технологической особенностью является то, что решетка либо плетешковая, либо состояла из насновок. Других элементов практически нет.
Способы и формы передачи традиции.
Традиционная форма обучения ремеслу – «из рук в руки». Сотрудники краеведческого музея (Афанасьева Т.В., Мокрова С.В. и др.) выезжали в Семендяево, где обучались у местной мастерицы. Коллекция старинных сколков (часто «слепых») есть в фондах краеведческого музея. Опытные мастерицы делают прорисовки этих сколков, после чего выплетают кружево. На базе Калязинского Дома ремесел действует клуб «Плетея», в котором под руководством опытной мастерицы, Н.А. Березиной, желающие осваивают старинное ремесло.
Более полувека калязинское кружево жило в домах старых мастериц. К концу 1980-х годов в Калязине проживали всего две потомственные кружевницы. Только в 1990-е годы Т.В. Афанасьевой — заведующей отделом культуры Калязинского района, были предприняты первые шаги по возрождению этого ремесла. Вместе со специалистами калязинского краеведческого музея Татьяна Васильевна по сколкам восстанавливала технику изготовления калязинских узоров кружевоплетения.
В 1998 году был создан Районный Дом ремёсел, который занимается изучением и возрождением местных традиционных народных художественных промыслов и ремёсел.
В 2005 году возрождение коклюшечного кружева в Калязине продолжила Надежда Анатольевна Березина — мастер кружевоплетения, директор Калязинского Дома ремесел. Теперь он располагает большим количеством кружевных работ, богатой коллекцией сколков, а также занимается сохранением и обучением технологии изготовления кружевных изделий. При Доме действует женский клуб «Плетея» и кружки кружевоплетения.
В 2012 году Тверской Дом народного творчества в рамках проекта «Самобытное искусство Тверской земли» провел выставку мастеров художественных ремесел и декоративно-прикладного творчества Калязинского района. Подобные выставки проводились в целях сохранения и развития тверских художественных ремесел, поддержки деятельности мастеров и популяризации народной культуры.
Экспедиция
Сотрудники Тверского областного Дома народного творчества в 2012 г. выезжали в Районный Дом ремёсел города Калязина. Были изучены образцы калязинского кружева конца XIX-начала XX века, в том числе и из личной коллекции Н.А. Березиной, которую составляют головные платки, шарфы, ручники, салфетки и подзоры. Большое внимание было уделено истории этого промысла, особенностям технологии изготовления изделий. Мастерицы клуба «Плетея» продемонстрировали навыки кружевоплетения и был организован мастер-класс по коклюшечному кружеву. В Районном доме ремёсел была проведена фото- и видеосъёмка.
Второй этап работ был проведён на базе Калязинского краеведческого музея (филиал ГБУК «Тверской государственный объединённый музей»), располагающего обширной коллекцией калязинского кружева.
В результате экспедиции было составлено описание калязинского коклюшечного кружева по Форме Каталога ОНКН. Отснятые фото и видеоматериалы легли в основу фильма «Калязинские кружева» (видеосъёмка и монтаж — Н.Д. Осипов, фото — Б.А. Михайлов, закадровый текст — Н.Е. Баринова).
Современное состояние объекта
Калязинское кружево бытует в форме восстановленного ремесла.
Отсутствие носителей традиции и ограниченное число приемников влечет за собой риск исчезновения. На данный момент число кружевниц невелико, однако искусство кружевоплетения не угасает ввиду существования кружков и клубов, где проходит обучение этому виду искусства.
Посмотреть и насладится красотой калязинского кружева можно в местном краеведческом музее, где представлены сколки и образцы старинного калязинского кружева.
В обновленной экспозиции Музея Тверского быта (г. Тверь), филиала Тверского объединенного музея калязинскому кружеву посвящен фрагмент экспозиции.
Список победителей размещен на портале и национальной карте локальных культурных брендов Живоенаследие.рф. Бренды (культурные и символические природные объекты, образы, традиции и промыслы, события и даты, великие имена, гастробренды, креативные кластеры), известны преимущественно на локальном уровне, и обладают потенциалом для того, чтобы стать точками притяжения туристов, добровольцев и инвесторов в национальном и глобальном масштабе.
В Калязинском Доме ремёсел в 2020 г. открылся Музей кружева, где главное место занимает знаменитое калязинское кружево. На мастер-классе можно подержать в руках коклюшки и прикоснуться к старинному ремеслу.
Библиография
- С.А. Давыдова. Русское кружево. Узоры и сколки. СПб, 1909
- М. Майстровский. Земля мастеров. М., 1986
- И.Ф. Никольский. Калязинские кружева. Очерк кружевного плетения в городе Калязине в прошлом и настоящем. Кашин, 1929
- В.А. Фалеева. Русское плетёное кружево. Л., 1983
- Залялдинова А. Русское кружево // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, 2011, — № 7-8 (88). С. 60-75.
- Н. Е. Баринова. Калязинские кружева. История и современность // Тверское фольклорное поле: Материалы научно-практических конференций 2013-2015 гг.: сб. науч. статей. Вып. 6.- Тверь, 2018. – с. 213-220.
- Калязинское кружево. Мерное кружево / материалы подготовила Н.Е.Баринова, зав. сектором изобразительного и декоративно-прикладного творчества ТОДНТ: альбом сколков/ Е.А.Парикова, Г.Г.Шугорова.
- Тверская область: Энциклопедический справочник / гл. ред. М.А.Ильин. Тверь, 1994. С. 120.
Автор/Составитель
Баринова Надежда Евгеньевна, ведущий специалист по жанрам творчества Тверского областного Дома народного творчества.
Дата публикации 2012 г.
Дата обновления 11. 2021
Фотографии
Н.А. Березина за работой. Фото Бариновой Н .Е./ Калязин, 2012 г.
![](https://odnt-tver.ru/uploads/2022/11/1-Н.А.-Березина-rotated.jpg)
Образец кружева «Бабочка» (нач. ХХ в., фонды Калязинского краеведческого музея). Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.
![](https://odnt-tver.ru/uploads/2022/11/2.-кружево-Бабочка.jpg)
Сколок «Бабочка» (нач. ХХ в., фонды Калязинского краеведческого музея). Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.
![](https://odnt-tver.ru/uploads/2022/11/3.-сколок-Баочка.jpg)
Фрагмент кружева «Бабочка» (нач. ХХ в., фонды Калязинского краеведческого музея). Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.
![](https://odnt-tver.ru/uploads/2022/11/4.-Бабочка.jpg)
Образец мерного кружева (нач. ХХ в., фонды Калязинского краеведческого музея). Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.
![](https://odnt-tver.ru/uploads/2022/11/6.-кружево-ДР.jpg)
Образец штучного кружева. Фрагмент (нач. ХХ в., коллекция Калязинского Дома ремёсел) Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.
![](https://odnt-tver.ru/uploads/2022/11/6.-мерное.jpg)
Образец мерного кружева (нач. ХХ в., фонды Калязинского краеведческого музея). Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.
![](https://odnt-tver.ru/uploads/2022/11/7.-мерное.jpg)
Образец штучного кружева (нач. ХХ в., фонды Калязинского краеведческого музея). Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.
![](https://odnt-tver.ru/uploads/2022/11/8.-штучное.jpg)
Салфетка (нач. ХХI в., коллекция Калязинского Дома ремёсел) Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.
![](https://odnt-tver.ru/uploads/2022/11/9.-Салфетка-ДР.jpg)
Салфетка (нач. ХХI в., коллекция Калязинского Дома ремёсел) Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.
![](https://odnt-tver.ru/uploads/2022/11/10.-Салфетка-ДР.jpg)
СБОРНИК МОЖНО СКАЧАТЬ ПО ССЫЛКЕ
![](https://odnt-tver.ru/uploads/2022/11/009-1.jpg)
Добавить комментарий
Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *