0+

Объект нематериального культурного наследия Тверской области «Технология изготовления Калязинского кружева»

История промысла

Каля́зин — старинный город (с 1775 года) в Тверской области России. Расположен на правом берегу Волги и разделен рекой Жабня на две части — восточную и западную. Географическое положение способствовало расцвету города: по Волге шли крупными партиями товары в Москву и Петербург. Два раза в год в городе устраивались ярмарки.

В Калязине сформировались промыслы: кузнечный, сапожный, портновский, валяльный, кружевной. Сельское хозяйство в Калязинском уезде было на низком уровне, что способствовало развитию промыслов. Жители деревень занимались отходничеством.

В XVIII веке получили широкое распространение Калязинские изразцы. Они продавались на ярмарках во многих городах.

Кружевной промысел рождается в 1654 году, когда в Калязин, в Троицкий монастырь, убежав от эпидемии чумы, переезжает царица Мария Ильинична Милославская, супруга царя Алексея Михайловича. Вместе со слугами она привозит мастериц, обученных плести кружева из золотой и серебряной нити. Со временем золотые нити сменились легким льном и шелком, по причине дороговизны и отсутствия спроса в уездном городе на драгоценную отделку одежды. Интерес к калязинскому кружеву разгорелся: изящное и недорогое, оно развозилось русскими и иностранными купцами и составляло конкуренцию широко известному вологодскому кружеву. Объем изготовляемой продукции увеличивался, в кружевоплетении уже была задействована половина всего женского населения города.

Крупным центром кружевной промышленности Калязин стал к 1880 году. Его даже называли городом крахмала и кружев. Кружева продавались в Москве, Петербурге, соседних городах, в Европе и государствах Малой Азии. К концу XIX века насчитывалось около двух тысяч кружевниц. Главными поставщиками льняной пряжи для кружев были простые крестьянки, а занимались изготовлением кружев мещанки. Среди мастериц существовала специализация выполнения определенного типа кружева. Так в одной части Калязина плели сцепное кружево, в другой — «фантажное» (многопарное) кружево для украшения модных головных уборов.

Кружева

К середине XIX века выработался свой, калязинский, тип сцепного кружева, выплетаемый специально для простыней и декоративных полотенец. Он был с очень густым рисунком или свободно стоящими фигурами на массивном насновочном фоне, часто целиком из цветных шелков или металлической пряжи. Узор почти всегда повторяется: цветок семилистник и птицы по его сторонам, в крае помещались или такие же свисающие семилистники, или более густые в виде трех встречных цветов с «вилюшкой» по кромке зубца или цветущего дерева.

«Старорусский калязинский» манер плетения с сетчатым геометрическим орнаментом использовали для приготовления аршинного кружева: прошвы (аршинное кружево с одной прямой кромкой и вторым краем с зубцами, или фестонами) либо агроманты (кружево с зубцами по обеим кромкам), которыми обшивали покрывала для подушек и отделывали платья.

В Калязине также много выплетали тюлевого кружева с цветочными рисунками, расположенными по всему тюлевому фону рядом, немного вкось. В тончайшем кружеве типа «валансьен» и в кружеве типа «малин» прослеживается влияние стиля брюссельских и брабантских мастериц. Рисунки калязинских кружевниц довольно просты и без конкретики (только обобщенные мотивы, сохраняющие облик цветка): наклонные мотивы цветов в виде овала из цепочки скани с решеткой внутри, короткая веточка. Разнообразие в узор вносит чередование решеток. Использовался также вариант с круглыми цветами, удлиненным черенком и одним зубчатым листиком: узоры как бы свисают с верхней фигурной полосы.

Для калязинского льняного кружева характерны лапчатые зубцы и трилистники, чередующиеся на простом фоне с цветной шелковой сканью. С течением времени в традиции кружевоплетения все больше проникают мотивы русского народного орнамента: круги-ромбы, денежки, речки.

Массовое плетение кружев в Калязине велось вплоть до Октябрьской революции. В первые послереволюционные годы спрос на кружево резко упал. Из восьмисот кружевниц, занятых на промысле до Первой мировой войны, в 1927 году продолжали плести только сто. Чтобы не дать промыслу угаснуть было создано «Промыслово-кредитное товарищество» (позднее артель «Сельпромкредсоюз»), взявшее на себя заботу о снабжении мастериц нитями и о сбыте готовой продукции. Однако в начале 30-х годов артель распалась окончательно. Одни кружевницы продолжали плести, другие переменили профессию.

Вид техники ручного кружевоплетения, применяемый при изготовлении ажурных текстильных изделий с использованием различных нитей (льняных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, металлических и т.д.) без тканой основы.

В Калязине плелись кружева двух видов: многопарное — его называют фантажным, и сцепное, или сцепочное. «Первые характеризуются прямолинейностью, рельефностью, чистотой отделки и сложностью узора. Вторые — более плотные, плетутся зигзагообразными, зубчатыми, вьющимися линиями и носят название еще „немецких“» (Никольский И. Ф. Калязинские кружева. С. 16). Выплетали в Калязине мерное кружево в больших количествах, однотонное и с яркой сканью из шелка, узкое и широкое; и штучное кружево: плели в основном платки, воротники, изделия для украшения интерьера – занавески, салфетки, прошвы для наволочек, вставки для рубашек и т. д.

Инструменты и материалы

Для плетения кружев необходимы круглые холщевые подушки (валики), туго набитые опилками, малые и большие. Коклюшки (деревянные палочки с углублением для намотки нитей), булавки и сколки (технические рисунки узоров). «Обзаведение всеми этими предметами стоило в Калязине до войны не более одного рубля. Коклюшки делаются из разных пород дерева: дуба, березы и клена. В Калязине их обычно делали раньше в тюрьме арестанты, по 1 коп. штука, а также пастухи, ребята, подростки и пр. Самые лучшие коклюшки считаются дубовые и кленовые. Первые ценятся кружевницами по своему весу, а вторые по своей мелодичности — „лучше гремят“, т. е. дают при плетении своеобразный музыкальный тон (некоторые кружевницы уверяют, что будто бы при однообразной кружевной работе звонкий стук коклюшек успокаивающе действует на плетельщицу)» (Никольский, с. 13). А еще по коклюшечному звону мастериц называли «звонари» или «шептуны».

Сколки в основном были местные. Передавались рисунки из поколения в поколение. Иногда их даже трудно назвать сколками в современном понимании: пожелтевшие от времени куски картона с проколами. Делались эти сколки таким образом: мастерица под свою работу подкалывала картонку, плела кружево по первому сколу, а на нижней подложке оставались проколы от булавок. Полученными таким образом сколками делились с другими мастерицами.

Локальные особенности, отличающие калязинское кружево от образцов из других регионов проявляются в его плотности. Узор почти полностью состоит из вилюшки, выполнявшейся плотной полотнянкой, в которую часто пропускали скань: цветную или в тон изделия нить. Дополняет ощущение плотности фоновая сетка-решетка, которая заполняет небольшие просветы. При этом технологической особенностью является то, что решетка либо плетешковая, либо состояла из насновок. Других элементов практически нет.

Способы и формы передачи традиции.

Традиционная форма обучения ремеслу – «из рук в руки». Сотрудники краеведческого музея (Афанасьева Т.В., Мокрова С.В. и др.) выезжали в Семендяево, где обучались у местной мастерицы. Коллекция старинных сколков (часто «слепых») есть в фондах краеведческого музея. Опытные мастерицы делают прорисовки этих сколков, после чего выплетают кружево. На базе Калязинского Дома ремесел действует клуб «Плетея», в котором под руководством опытной мастерицы, Н.А. Березиной, желающие осваивают старинное ремесло.

Более полувека калязинское кружево жило в домах старых мастериц. К концу 1980-х годов в Калязине проживали всего две потомственные кружевницы. Только в 1990-е годы Т.В. Афанасьевой — заведующей отделом культуры Калязинского района, были предприняты первые шаги по возрождению этого ремесла. Вместе со специалистами калязинского краеведческого музея Татьяна Васильевна по сколкам восстанавливала технику изготовления калязинских узоров кружевоплетения.

В 1998 году был создан Районный Дом ремёсел, который занимается изучением и возрождением местных традиционных народных художественных промыслов и ремёсел.

В 2005 году возрождение коклюшечного кружева в Калязине продолжила Надежда Анатольевна Березина — мастер кружевоплетения, директор Калязинского Дома ремесел. Теперь он располагает большим количеством кружевных работ, богатой коллекцией сколков, а также занимается сохранением и обучением технологии изготовления кружевных изделий. При Доме действует женский клуб «Плетея» и кружки кружевоплетения.

В 2012 году Тверской Дом народного творчества в рамках проекта «Самобытное искусство Тверской земли» провел выставку мастеров художественных ремесел и декоративно-прикладного творчества Калязинского района. Подобные выставки проводились в целях сохранения и развития тверских художественных ремесел, поддержки деятельности мастеров и популяризации народной культуры.

Экспедиция

Сотрудники Тверского областного Дома народного творчества  в 2012 г. выезжали в Районный Дом ремёсел города Калязина. Были изучены образцы калязинского кружева конца XIX-начала XX века, в том числе и из личной коллекции Н.А. Березиной, которую составляют головные платки, шарфы, ручники, салфетки и подзоры. Большое внимание было уделено истории этого промысла, особенностям технологии изготовления изделий. Мастерицы клуба «Плетея» продемонстрировали навыки кружевоплетения и был организован мастер-класс по коклюшечному кружеву. В Районном доме ремёсел была проведена фото- и видеосъёмка.

Второй этап работ был проведён на базе Калязинского краеведческого музея (филиал ГБУК «Тверской государственный объединённый музей»), располагающего обширной коллекцией калязинского кружева.

В результате экспедиции было составлено описание калязинского коклюшечного кружева по Форме Каталога ОНКН. Отснятые фото и видеоматериалы легли в основу фильма «Калязинские кружева» (видеосъёмка и монтаж — Н.Д. Осипов, фото — Б.А. Михайлов, закадровый текст — Н.Е. Баринова).

Современное состояние объекта

Калязинское кружево бытует в форме восстановленного ремесла.

Отсутствие носителей традиции и ограниченное число приемников влечет за собой риск исчезновения. На данный момент число кружевниц невелико, однако искусство кружевоплетения не угасает ввиду существования кружков и клубов, где проходит обучение этому виду искусства.

Посмотреть и насладится красотой калязинского кружева можно в местном краеведческом музее, где представлены сколки и образцы старинного калязинского кружева.

В обновленной экспозиции Музея Тверского быта (г. Тверь), филиала Тверского объединенного музея калязинскому кружеву посвящен фрагмент экспозиции.

В 2021 г. Калязинское кружево стало победителем топ-1000 культурных брендов, в категории «Традиции и промыслы».

Список победителей размещен на портале и национальной карте локальных культурных брендов Живоенаследие.рф.  Бренды (культурные и символические природные объекты, образы, традиции и промыслы, события и даты, великие имена, гастробренды, креативные кластеры), известны преимущественно на локальном уровне, и обладают потенциалом для того, чтобы стать точками притяжения туристов, добровольцев и инвесторов в национальном и глобальном масштабе.

В Калязинском Доме ремёсел в 2020 г. открылся Музей кружева, где главное место занимает знаменитое калязинское кружево. На мастер-классе можно подержать в руках коклюшки и прикоснуться к старинному ремеслу.

Библиография

  1. С.А. Давыдова. Русское кружево. Узоры и сколки. СПб, 1909
  2. М. Майстровский. Земля мастеров. М., 1986
  3. И.Ф. Никольский. Калязинские кружева. Очерк кружевного плетения в городе Калязине в прошлом и настоящем. Кашин, 1929
  4. В.А. Фалеева. Русское плетёное кружево. Л., 1983
  5. Залялдинова А. Русское кружево // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, 2011, — № 7-8 (88). С. 60-75.
  6. Н. Е. Баринова. Калязинские кружева. История и современность // Тверское фольклорное поле: Материалы научно-практических конференций 2013-2015 гг.: сб. науч. статей. Вып. 6.- Тверь, 2018. – с. 213-220.
  7. Калязинское кружево. Мерное кружево / материалы подготовила Н.Е.Баринова, зав. сектором изобразительного и декоративно-прикладного творчества ТОДНТ: альбом сколков/ Е.А.Парикова, Г.Г.Шугорова.
  8. Тверская область: Энциклопедический справочник / гл. ред. М.А.Ильин. Тверь, 1994. С. 120.

Автор/Составитель

Баринова Надежда Евгеньевна, ведущий специалист по жанрам творчества Тверского областного Дома народного творчества.

Дата публикации 2012 г.

Дата обновления 11. 2021

Фотографии

Н.А. Березина за работой. Фото Бариновой Н .Е./ Калязин, 2012 г.

Образец кружева «Бабочка» (нач. ХХ в., фонды Калязинского краеведческого музея). Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.

Сколок «Бабочка» (нач. ХХ в., фонды Калязинского краеведческого музея). Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.

Фрагмент кружева «Бабочка» (нач. ХХ в., фонды Калязинского краеведческого музея). Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.

Образец мерного кружева (нач. ХХ в., фонды Калязинского краеведческого музея). Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.

Образец штучного кружева. Фрагмент (нач. ХХ в., коллекция Калязинского Дома ремёсел) Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.

Образец мерного кружева (нач. ХХ в., фонды Калязинского краеведческого музея). Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.

Образец штучного кружева (нач. ХХ в., фонды Калязинского краеведческого музея). Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.

Салфетка (нач. ХХI в., коллекция Калязинского Дома ремёсел) Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.

Салфетка (нач. ХХI в., коллекция Калязинского Дома ремёсел) Фото Б.А. Михайлов, 2012 г.

СБОРНИК МОЖНО СКАЧАТЬ ПО ССЫЛКЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Купить билеты

Старая версия сайта

Календарь мероприятий

Март 2024

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

2024 - Год семьи

Партнеры

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам