0+

Объект нематериального культурного наследия Тверской области «Песенная традиция хора с. Рыбинское Заручье»

История

Село Рыбинское-заручье раскинулось на берегу красивой реки Мологи. История села Село Рыбинское (Рыбинское Заручье) — наиболее древнее поселение на территории нынешнего Максатихинского района. Впервые упоминается как Рыбаньск в Уставе о епископской дани князя Святослава Ольговича в 1137 году. Этот древнерусский городок Новгородской земли, как полагают историки и археологи, находился на правом берегу Мологи на месте сохранившегося городища, в трех километрах к западу от современного села. Наличие здесь курганов свидетельствует о древности этого селения. По мнению ряда исследователей, первыми жителями этих мест были ильменские словене, которые в VI—VIII веках начали осваивать междуречье Мсты — Мологи.

Из достопримечательностей села — полуразрушенная Успенская церковь (1820). На бывшем кладбище — могила контр-адмирала Анатолия Ивановича Бестужева-Рюмина (1873—1917).

Хор

Народный фольклорный хор села Рыбинское-Заручье Максатихинского района организовался в 1938 году из бывших певчих местной церкви. Храм был закрыт, службы прекратились, а потребность петь осталась. Приход храма был большим: люди из соседних деревень и даже из Максатихи. И хор тоже состоял не только из местных жителей. Почти сразу после создания коллектив впервые участвовал в районном смотре художественной самодеятельности.

Первый руководитель хора – местная учительница, Зоя Александровна Стурман. Первоначально в нем пели 14 человек. В основном пели лирические и обрядовые песни, помимо своих местных песен исполнялись песни советских композиторов о Ленине, колхозе и советской жизни.

Расцвет творчества хора пришёлся на 1950-70-е годы. Руководила им тогда (с 1955 по 2004 гг.) Нина Васильевна Каймакова. «…Человек творческий, увлеченный. Поклонница и любительница народной песни, она переняла опыт от своей бабушки, Варвары Кузьминичны Постниковой, певшей в хоре. Долгие годы Нина Васильевна работала заведующей Рыбинской библиотекой, с 1955 года одновременно являлась руководителем хора, которому посвятила более 40 лет жизни»[1].

В эти годы коллектив участвовал в фестивале фольклора (1967 г., Москва), в I Всероссийском фестивале народного творчества (1969 г. диплом «За успехи в развитии самобытного искусства» Москва, ВДНХ), в смотре, посвященном 50-летию образования СССР (1972 г., Москва). Состав хора именно тех лет мы можем видеть в фильмах «Пока горит солнце», «Основы русского народного танца» (Центрнаучфильм). Игровой хоровод «Гулял барин» вошел в учебник по народному танцу А.Климова[2]. В те же годы коллектив записывали на студии грампластинок «Мелодия».

Жанровое разнообразие песен, исполненных хором, велико. Основу репертуара Рыбинского народного хора составляли лирические песни (любовные, семейно-бытовые, социально-бытовые), жанр которых и является доминирующим. Кроме того, имеются экспедиционные записи свадебных,  плясовых, хороводных песен, самобытных частушек под балалайку «Пряла беленький ленок».

 «Участники хора любовно оберегают старинные песни, сохраняя традиции русского народного многоголосия, приемы распева. Звучание хора характеризуется тембровой насыщенностью, звонкостью, полётностью, проникновенностью исполнения. Архаичностью мелодики и лада отличаются свадебные обрядовые песни. Лирические песни проникнуты глубиной переживания, искренностью, неповторимой задушевностью. Кроме долгих,  протяжных песен, в репертуаре хора много хороводных, плясовых и шуточных песен. В них веселье и удаль, насмешливость и лукавство»[3].


[1] Королёва Л.К., Королёва Н.Е. Поют народные исполнители (из истории фольклорных коллективов Тверской области). – Тверь, 2011. – с. 8.

[2] Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов искусств и культуры. – М., 1994. – 320 с. – с. 74-75.

[3] Королёва Л.К., Королёва Н.Е. Поют народные исполнители (из истории фольклорных коллективов Тверской области). – Тверь, 2011. –с. 9

Костюм

Обращает на себя внимание и костюм участников коллектива тех лет. Это, с одной стороны, унифицированный костюм (одинаковая ткань на сарафанах, рубахах, воротничках), а с другой — они отличаются многообразием деталей: отличается и ткань, нашитая на рукава, и бантики-завязки на головных уборах, тесьма, фартуки. Во всем присутствует характерная для традиционной культуры вариативность. 

Придуман был такой костюм или создан на основе бытовавшего в селе в начале ХХ века, ответить сложно. Аналогичные головные уборы представлены в местном краеведческом музее. Аналогов других деталей костюма там нет. На фотографии видно, что сарафан у большинства участниц хора – круглый, есть и такие, которые сделаны с облегающим лифом с лямками. Цветных поясов не видно. Скорее всего, подвязывались поясами из той же ткани, из которой сшиты сарафаны. На некоторых фотографиях коллектив в фартуках, на некоторых – без.

Рубаха заслуживает особого внимания. На первый взгляд, выглядит она странно. Центральное полотнище перегнуто на плечах (нет швов), Если бы не застёжка сзади и не широкие рукава, можно было бы ее охарактеризовать как туникообразную. У Ф. М. Пармона  описан похожий тип рубах: «Составные рубахи с рукавами, пришитыми к проймам.

С 1910 г. такие рубахи становятся преобладающими. Шились обычно из фабричного материала.

Полотнища, составляющие основу рубахи, сшивались по бокам и на плечах. Рукав часто был пышным, широким, пришивался в сборку у плеча, к кисти немного сужался. Если полотно было недостаточно широким, то в него вшивался клин. У кисти рукав был сосборен и обшит узенькой обшивкой. Край рукава мог быть оформлен манжетом или небольшой оборочкой. 

Ворот мог быть небольшим, с прорехой до середины груди, которая застёгивалась на одну – три пуговицы»[1]. У Рыбинского хора прореха на рубахах сзади, отделка на рукавах из кумача и нашитых на него прямоугольников синей и цветной набивной ткани с красным фоном, что в поздних и сценических костюмах, как правило, обозначало места вышивок. Рукав снизу присборен, пришита манжета.

 Своеобразная отличительная особенность костюма хора 60-70-х годов — интересная деталь – съемный воротник. Из прямоугольного куска кумача со складками у ворота, образующими своеобразную «стоечку», плотно закрывающую шею, с застежкой сзади. С одной стороны, такая деталь немного напоминает весьегонскую рубаху-воротушку, с другой стороны, подобный, именно съемный, воротник есть в экспозиции Кашинского краеведческого музея, место происхождения – Бежецкий район. Эту деталь иногда заправляли под лямки сарафана, а иногда надевали сверху.

Фартуки были разнообразными, скорее всего, выполнялись самими участницами. Украшались, пусть несложной, вышивкой и кружевом,  завязывались на бант, длинные концы которого свободно спускались сзади.

Такой костюм был как трансформер, давал множество вариантов создания образа (с фартуком и без, с воротничком и без него и т.д.)


[1] Пармон Ф. М. Народный костюм как художественно-конструктивный источник творчества.

Способы и формы передачи традиции

Устная форма, от старшего поколения. Тексты песен участники бережно переписывали в своих хоровых тетрадках. По ним можно проследить, какие песни с течением времени забывались, заменялись другими, не имеющими отношение к раннему репертуару хора. Тексты песен хора опубликованы в статье Л.М. Концедайло  и А.А. Петрова

Экспедиция

26 мая 2020 года состоялась экспедиция в Максатихинский район.

Цель экспедиции:

Изучение материалов по истории народного фольклорного хора с. Рыбинское Заручье.

Задачи:

  1. Знакомство и запись информации от руководителя коллектива.
  2. Осмотр и замер костюма в музее п. Максатиха и в библиотеке с. Рыбинское Заручье.
  3. Изучение материалов по истории хора в библиотеке.

Состав участников:

  1. Баринова Надежда Евгеньевна – ведущий специалист по ДП и ХТ ТОДНТ.
  2. Турлакова Ксения Александровна – ведущий методист по кино-видео творчеству ТОДНТ.

В ходе экспедиции собраны материалы об истории народного хора, отсняты видеоматериалы для фильма, получена информация о нынешнем состоянии коллектива.

По результатам экспедиции сотрудниками Тверского областного Дома народного творчества создан фильм о деятельности хора. (автор — Баринова Н.Е., съемка, монтаж – Турлакова К.А.)

Современное состояние объекта.

В 2020 году хор насчитывал 9 человек, иногда принимал участие в районных мероприятиях. Руководитель хора – Богданова марина Николаевна. Пандемия 2020-2021 гг. стала последней каплей: пожилой состав участников перестал ходить на репетиции, в 2022 г. хор насчитывает 8 человек.

Песни хора села Рыбинское-Заручье прочно вошли в репертуар фольклорных коллективов г. Твери и области. Поэтому до сих пор их песни слышны на областных, районных и сельских праздниках.  Целый блок из песен хора записан заслуженным коллективом народным фольклорным ансамблем «Межа». Эти записи вошли в диск «Птичка-рыбинка-позолоченка».

 У хора есть сообщество Вконтакте, где можно посмотреть фотографии, познакомиться с историей хора.

Библиография

  1. В хоре только бабушки («Вече Твери», 15 декабря 2004 г.). //Концедайло Л.М. Дорогие мои земляки…: сб. – Тверь, 2010. – 320 с. – с. 132-133.
  2. Рыбинское – село певучее («Вече Твери» 2 июля 2008 г.). //Концедайло Л.М. Дорогие мои земляки…: сб. – Тверь, 2010. – 320 с. – с. 132-133.
  3. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов искусств и культуры. – М., 1994. – 320 с. – с. 74-75.
  4. Королёва Л.К., Королёва Н.Е. Поют народные исполнители (Из истории фольклорных коллективов Тверской области). Тверь, 2011. – 72 с. – с. 7-24.
  5. Петров А.А. Полевые исследования Тверской области в 2013 году: фольклорно-этнографическая экспедиция в Максатихинский район. // Усадебный локус и фольклорный текст: из экспедиционных материалов / Ред. О.С.Карандашова; сост. А.Ю. Сорочан. – Тверь, 2013. – 192 с.  – с. 48-94.
  6. Таубе Н. Самодеятельные хоры и народные оркестры Калининской области//Советская музыка. 1949. Ноябрь. № 11. С. 90-92.
  7. Песни села Рыбинское (Рыбинское-Заручье) Максатихинского района Тверской области. Подготовка текстов Концедайло Л.М., Петров А.А.//Традиционная культура Тверского края: Памяти А. В. Гончаровой (1923–2009): сб. науч. статей и публикаций. – Тверь, 2013 г. – С. 88-97.   

Авторы/Составители

Баринова Надежда Евгеньевна

Дата публикации 2020 г./ Дата обновления 2022 г.

Аудио и видео материалы

  1. Пока горит солнце. Русские фольклорные ансамбли, 1969.
  2.  Основные виды русского народного танца
  3.  Командировка в Россию. – Тверское телевидение и областной государственный Дом народного творчества, 1994.

Фотографии

 Место хранения материалов. Библиотека с. Рыбинское-Заручье.

Слева направо (верхний ряд):
1. Вера Павловна Бойкова
2. Татьяна Сергеевна Суворова
3. Ефимья <?> Яковлевна Смирнова
4. Пелагея Ивановна Смирнова

Нижний ряд:
1. Мария Дмитриевна Смирнова
2. Ольга Дмитриевна Емельянова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Купить билеты

Старая версия сайта

Календарь мероприятий

Апрель 2024

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

2024 - Год семьи

Партнеры

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам