История
В прошлом этот праздник бытовал в средней Карелии, у финнов и в том числе у тверских карел, которые переселились в Верхневолжье из Корельского уезда Водской пятины в XVII веке. Переселение стало массовым после поражения России в русско-шведской войне (1610—1617) и заключения в 1617 г. Столбовского мира. Исход карел с родных земель был спровоцирован действиями властей Швеции в отношении новых подданных, которых, в частности, пытались насильно переводить из православия в протестантизм. С XVII в. карелы расселялись по берегам Мологи и её притоков, а также по Цне, Мсте и Медведице. Процесс переселения происходил постепенно и не привел к полной утрате национальной культуры. В быту сохранялись родной язык, традиционные обычаи и в том числе праздники, которые дошли до наших дней.
Календарная приуроченность
В 1930-х гг. этнограф Гали Семёновна Маслова участвовала в фольклорно-этнографических экспедициях в Ново-Карельский район Калининской области (ныне Лихославльский район). Гали Семёновна зафиксировала информацию о том, что в д. Комоедиха (ныне не существующая деревня, недалеко от д. Стан) День Кегри отмечался 1 ноября.
По материалам исследований известного этнографа Ольги Михайловны Фишман (заведующий отделом этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики, РЭМ, г. Санкт-Петербург), проведенных в 1980-х годах в Спировском районе (граничит с Лихославльским), известно, что время празднования Дня Кегри приходилось на даты октября-ноября. По сообщениям одних информантов, это могла быть Дмитриевская суббота (ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября), других – суббота до Михайлова дня (8/21 ноября).
По данным фольклориста Алексея Петровича Конкки (старший научный сотрудник Сектора этнологии Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН, г. Петрозаводск) в западных районах Беломорской и Олонецкой Карелии известно о следующих друг за другом трех субботах Кегри в октябре, первая из которых была собственно субботой Кегри, а последняя — поминальной, совпадающей с Дмитриевской субботой.
В 2020 г. во время экспедиционной работы сотрудников Тверского областного Дома народного творчества в д. Стан Лихославльского района была собрана информация о праздновании Дня Кегри после сбора урожая в конце октября начале ноября.
Праздник
День Кегри – древний аграрный праздник, отмечавшийся осенью после окончания сельскохозяйственных работ. Кегри – центральный ряженый персонаж этого праздника. Он ходил по домам и интересовался у старших, слушаются ли их дети, спрашивал сколько напряли пряжи девочки. Как правило, ряженого Кегри одаривали пирогами, блинами.
Символика обрядности Дня Кегри говорит об аграрном характере этого праздника. Как известно, аграрные культы имеют прямое отношение к культу предков. Это находит подтверждение в многочисленных свидетельствах о внешнем виде и модели поведения главного персонажа.
Кегри обладал рядом атрибутов – это вывернутый тулуп или шуба, маскирование или замазывание лица (как правило, сажей), клюка или палка, вывернутая шапка, волосы из пакли. Также некоторые местные жители д. Стан отметили, что иногда Кегри не произносил ни звука, молчал. В традиционной народной культуре обряд ряженья связан с миром сверхъестественным, демоническим. Человек (т.е. ряженый), перевоплощаясь, становился представителем этого демонического мира, «выходцем с того света». Конечно, уже в начале XX века традиция ряженья воспринималась как элемент забавы. Тоже самое произошло и с традицией рядится в Кегри.
Все информанты, вспоминая своё детство, отмечают момент запугивания со стороны старших – «Вот Кегри придет, да Кегри унесёт вас» (Булыгина Галина Федоровна, 1946 г.р., родилась в д. Удворино, (ранее д. Комоедиха), Ново-Карельский р-н (ныне Лихославльский) /д. Стан, Лихославльский р-н). «Мы, дети, знали, что Кегри идёт, мы старались как-то уже куда-то спрятаться и ничего… У нас был какой-то страх перед ним, вдруг действительно как-то заберет или чего» (Солнцева Валентина Михайловна, 1954 г.р., родилась в д. Павлово, Ново-Карельский р-н / д. Стан, Лихославльский р-н). Основная цель таких запугиваний – воспитательная: для того, чтобы дети не озорничали, не капризничали, вели себя хорошо – их запугивали.
Местные жители вспоминают, что в День Кегри в деревне Марьино (недалеко от д. Стан) бытовала традиция обхода домов группой ряженых. Рядилась в основном молодежь: – «…одевали какие-то одежды на себя и ходили по домам жителей своей деревни и те их угощали, то есть это примерно, как вот как Коляда в Новый год, так и в этот день, что, если пришли к тебе в дом — в Коляду же тоже приходят ряженые, приходят в дом, <их> стараются чем-то угостить, задобрить. Так и в этот день пришли ряженые Кегри, их тоже старались задобрить и угостить» (Николаева Людмила Анатольевна, 1963 г. р., родилась в д. Стан, Лихославльский р-н / д. Стан, Лихославльский р-н).
Интересной информацией поделилась самая пожилая жительница д. Стан — Столярова Зоя Васильевна (1935 г. р., родилась в д. Мишутино, Ново-Карельский р-н (ныне Лихославльский) / д. Стан, Лихославльский р-н): «Я помню, мне, наверно, было сколько там… лет 6. Отец ещё был, до войны. Дома был, на печке сидел. Стучит к нам Кегри, говорит:”Слушают ли вас дети?”.… мама тогда пряла, льняные нитки эти делала, этот клубок большой. На печке тоже этот клубок оказался, он <папа> этот клубок схватил — да в окно. Хотел в простенок кинуть, а попал в стекло. Испугалась Кегри и побежала:”Ой-ёй-ёй-ёй-ёй!”». Подобного рода информация встречается различных карельских и финских источниках. Так, например, при обходе домов ряжеными на День Кегри в средней Карелии первому вошедшему в избу следовало подарить клубок пряжи: Кегри считался днем начала прядения льна и шерсти. Ряженые гости проверяли у девочек, сколько мотков пряжи они уже приготовили, произносили поучения о необходимости прилежно трудиться. В свидетельствах тверских карел находим информацию о том, что Кегри нужно было ударить, либо кинуть в него клубок шерсти.
Современное состояние
В настоящее время единственным местом, где отмечают День Кегри – это д. Стан Лихославльского района Тверской области. Большая часть населения этой деревни, которая стоит на реке Медведица — тверские карелы. Праздник проводится ежегодно с 2019 года, в октябре. Организаторы называют его праздником урожая, который знаменует окончание полевых работ. Конечно, современный День Кегри отличается от своего архаичного прототипа и представляет собой сельский праздник с сельскохозяйственной ярмаркой. Но, как и прежде главным персонажем праздника является Кегри.
Экспедиция
В 2020 году сотрудники Тверского областного Дома народного творчества побывали в фольклорно-этнографической экспедиции в д. Стан Лихославльского района. Участникам экспедиции удалось побывать на празднике и побеседовать с местными жителями. Итогом поездки стал видеофильм. В фильм вошли фрагменты самого праздника, интервью с одним из организаторов (Новикова Юлия, заместитель начальника Управления информационного обеспечения, связей с общественностью и туризма Администрации Лихославльского района), и, самое главное, фрагменты бесед с местными жителями.
Участники экспедиции: Веселова Дарья Владимировна (ведущий методист Тверского областного Дома народного творчества), Бойцова Алёна Сергеевна (лингвист, искусствовед), Турлакова Ксения Александровна (видеооператор, съемка, монтаж).
Библиография
- Воробьёв В.М.,. Победаш И.Н, Клюева Е.А., Борисов А.В. История тверского края, учебное пособие под общей редакцией В.М. Воробьева / § 24. Расселение карел на верхней Волге. Созвездие, Тверь, 1996, 212 с.
- Головкин А.Н. История Тверской Карелии. Издательство ЧуДо, Тверь, 2001 год, издательство Студия-С, Тверь, 2008., 432 с.
- Маслова Г. С. Kegrinpaiva у карел Калининской области // Советская этнография. 1937. № 4. С. 150-152.
- Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб. 1994. 235 с.
- Конкка А.П. Клубок для Кегри, или некоторые проблемы изучения древнего карельского аграрного праздника: культ мертвых и вопросы временной приуроченности // Конкка А.П. На плечах большой медведицы. Избранные статьи. Петрозаводск. 2015. С. 218-249.
- Фишман О.М. Kegrinpäivä в устных и письменных биографиях тверских карел // Фольклор и этнография. Сборник научных статей. СПб.: МАЭ РАН. 2011. С. 93—102.
Фото взяты из источника «Тверская Карелия|Туризм и культура».
Добавить комментарий
Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *