Описание объекта.
Гончарный промысел в России – один из древнейших. Судя по найденным черепкам, в г. Торжок Тверской области и его окрестностях данный промысел был известен ещё с XI–XII веков. Ведь эти места всегда были богаты своими глинами. На ярмарках продавались разнообразные гончарные изделия: крынки, горшки, самоварчики, умывальники, чашки с кружками и много ещё чего.
Покупателей привлекали свистульками да игрушками, которые ярко и пёстро раскрашивали. Но основным товаром всё равно была гончарная посуда, нужная в каждом доме. Шли годы, промысел стал угасать. Игрушки, к сожалению, не сохранились, но народ, тем не менее, хранил память о них.
В 1950-х торжокская игрушка начала возрождаться. А возродилась она благодаря Галине Алексеевне Климовской. Художник, искусствовед, неутомимый исследователь и краевед, она воссоздала игрушку практически по черепкам. В 1950-х годах Галина Алексеевна жила неподалёку от мастера, потомственного гончара, Юрия Михайловича Белоусова. Он стал обучать её лепке, рассказывал, какие в старину делали игрушки в Торжке.
В 1975 году в Торжке, в объединении «Народные художественные промыслы» открылся цех по производству глиняных игрушек. Г. А. Климовская назвала их «новоторжские».
Новоторжская, глиняная игрушка, возникшая как самобытное художественное явление на стыке авторского творчества и народной традиции, относится к числу современных промыслов города Торжка Тверской области.
Подобный синтез позволил появиться узнаваемому и оригинальному стилю глиняной игрушки, для которого характерна красочность росписи: декоративные каплевидные налепы на фоне чистого цвета обожженной глины. Это создаёт общий тёплый терракотовый колорит игрушек, а яркость и нарядность росписи усиливается благодаря ажурной паутине и гирляндам «жемчужных» бус, нанесенных белой краской.
Сама же форма отличается плавностью округлых линий и их динамичной вертикальной устремлённостью. Особенно это проявляется в многочисленных образах птичек-свистулек, которые выглядят достаточно реалистично, но лишены натурализма в изображении.
Разработано более 70-ти видов глиняных игрушек. Среди них встречаются фигуры девиц в красочных сарафанах, молодые парни, играющие на различных музыкальных инструментах, но основную часть сюжетного разнообразия составляют фигурки птиц и животных (диких и домашних).
Мероприятия в рамках изучения объекта нематериального культурного наследия.
Экспедиция в Торжокский район.
Члены выездной группы:
- Ложкина Варвара Валерьевна, старший научный сотрудник музея Музейно-выставочного центра им. Л. Чайкиной ТОДНТ.
- Осипов Николай Данилович, ведущий специалист по кино-видеотворчеству отдела самодеятельного художественного творчества ТОДНТ.
История глиняных поделок уходит корнями в доисторические времена, когда наши предки были неразрывно связаны с природой и почитали стихии как божества. И сначала фигурки птиц и зверей делали не для забавы, они, по мнению учёных, были культовыми предметами. Потом, когда старые верования ушли в прошлое, глиняные фигурки вошли в арсенал детских игрушек.
В каждом регионе есть свои особенности в традициях изготовления керамики. У новоторжской глиняной игрушки тоже есть свои замечательные эстетические достоинства. И хотя эта игрушка имеет авторские истоки, всё же она основана именно на народных традициях.
Сотрудники ТОДНТ побывали в городе Торжок Тверской области, где встретились с местными мастерами новоторжской глиняной игрушки. На месте был зафиксирован процесс лепки новоторжской глиняной игрушки мастерами Григорьевой Галиной Валентиновной и Стекольниковой Ниной Петровной из г. Торжка.
В ходе экспедиции был зафиксирован на видеосъемку процесс изготовления новоторжской глиняной игрушки.
Каждый мастер обладает собственным стилем исполнения, индивидуальностью, поэтому игрушки не повторяются. Игрушки делаются из местных красных глин, украшаются «чешуйками» — налепами. Почти все фигурки монолитные, многие из них являются свистками (свисток делается всего двумя проколами). Излюбленные сюжеты мастеров: весёлые петухи, фантастические птицы-павы, индюки, уточки, пеночки, зяблики, собачки. Торжокскими игрушечниками разработано более 70 видов изделий. После лепки и обжига фигурку расписывают гуашью, разведённой на специальной эмульсии, которая сохраняет цвет и придаёт устойчивость краске. Роспись покрывает не всю поверхность изделия, а только объёмные «чешуйки» — налепы. Роспись имеет вид объёмных «капелек» раскрашенных в три-четыре слоя контрастными красками. Частично поверхность игрушки заполняется точками, нанесёнными белым цветом, напоминающими россыпь жемчужных бусин разного размера.
Добавить комментарий
Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *