0+

Объект этнокультурного достояния Тверской области «Свадебный обряд села Молодой Туд Оленинского района Тверской области»

История

Село Молодой Туд возникло в конце XIV века на левом берегу речки Тудовки (Молодой Туд — на многих картах именно так называется река). В 1477—1607 годах носило название Спасское. После 1607 года здесь было литовское укрепление. В 1613 году, после окончания Смуты, село было переименовано в Молодой Туд. В XVIII—XIX веках Молодой Туд — крупное промысловое село. С 1689 до 1917 года село было во владении Бориса Петровича Шереметьева и его потомков.

В 1859 году во владельческом селе Молодой Туд Ржевского уезда 49 дворов, 332 жителя. В селе имелась каменная церковь Преображения Господня, которая была разрушена в Великую Отечественную войну. Церковь была восстановлена в виде деревянной постройки в конце XX века.

На правом берегу Тудовки располагалось ещё одно село — Васильевское (сейчас это часть Малого Туда). Её владельцами являлись Долгорукие, бывшие в родстве с Шереметьевыми. Сохранилась усадьба: главный дом, дом управляющего, два жилых флигеля, богадельня, четыре хозпостройки, каретный сарай, парк с прудом, фонтан.

В 1936—1958 годах село Молодой Туд — центр Молодотудского района Калининской области, который включал части современных Оленинского, Ржевского, Селижаровского и Нелидовского районов.

Исследования свадебного обряда с. Молодой Туд начались еще в XIX веке. Фрагменты обряда с песнями были опубликованы в Тверских губернских ведомостях 1850 года (№№ 30,31,34), Этнографическом сборнике 1853 г. «Собрание местных этнографических описаний России», издаваемом Императорским русским географическим обществом (Село Бобровки и окружный его околоток. С.Разумихина), Наиболее полно свадебный обряд ржевского типа был описан в статье «Старая и новая свадьба в Ржевском уезде Тверской губернии (из материалов Верхне-Волжской экспедиции РАИМК)» Натальей Павловной Гринковой, опубликованной в 1926 г. в Сборнике Ржевского общества краеведения. Под редакцией Шульц Н.П., Абрамова Б.И., Вишнякова Н.М.

Экспедиции

В разное время студенты филологического факультета Калининского (ныне Тверского) государственного университета (ранее пединститута), записывали образцы песенного фольклора в с. Молодой Туд и окрестностях. В архиве народного коллектива фольклорного ансамбля «Славяночка» ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» имеются аудиозаписи свадебного обряда с. Молодой Туд нынешнего Оленинского р-на (ранее Ржевский уезд, ранее также Молодотудская волость), сделанные в ходе фольклорной экспедиции под руководством доцента кафедры истории русской литературы Калининского государственного университета Шоминой Валентины Георгиевны. (1930 – 2018).

Свадебный обряд с. Молодой Туд был записан от жительниц села в ходе фольклорной практики студентов филологического факультета Калининского (Тверского) государственного университета в 1984 г. под руководством доцента кафедры истории русской литературы Валентины Георгиевны Шоминой. В результате было зафиксировано около 30 песен свадебного корпуса в определенной последовательности с подробным описанием приговорок и пояснениями по ходу обряда. Песни записаны от Марии Ефимовы Дроздовой 1904 г.р., Фёклы Васильевны Логиновой 1908 г.р., Евдокии Васильевны Логиновой 1908 г.р. Мария Ефимовна исполняла песни сольно, те же самые песни, но с небольшими разночтениями в тексте были записаны при участии еще нескольких жительниц данного села. Следует отметить, что данная последовательность песен и приговорки в значительной степени совпадают с записями Н.П. Гринковой, сделанными в ходе Верхневолжской этнологической экспедиции Российской академии истории материальной культуры.

Записи, сделанные в 1992-93 гг. в ходе экспедиций фольклорного ансамбля «Славяночка» ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» в Западнодвинский район, также имеют некоторые сходные компоненты разрозненных свадебных ритуалов, однако значение их у информантов утрачено. Учитывая, что данные районы ранее принадлежали Смоленской области, пограничье с нею накладывает отпечаток на культурный контекст фольклора Ржевского района.

 Свадьба

Свадебный корпус ржевского типа. Он состоит из последовательности ритуалов, описанных в разное время исследователями XIX в. Записи XX в. сохраняют данную последовательность, однако названия этапов информантами не называются. Мы используем маркировку, присутствующую в более ранних исследованиях.

  1. Сговор
  2. Сватовство
  3. Богомолье
  4. Рукобитте
  5. В доме у жениха: Блаславление жениха в обихонную комнату
  6. Обряд со сковородой
  7. Кликанне
  8. Хлеб-соль
  9. Блаславление (посада) (зеркальный ритуал и доме жениха и невесты)
  10. Столбовая песня
  11. Обход свадебного поезда перед отъездом за невестой
  12. Возвращение дружко «по курицу»
  13. Поезд за невестой
  14. Перенятие бутылки
  15. В это время зеркальные обряды у невесты
  16. Баня
  17. Наряжение «ёлочки»
  18. Расплетание косы
  19. «Отрезание» косы
  20. Приезд жениха
  21. Выкуп невесты
  22. Свод
  23. «К сыру откликать». Кликанне
  24. Хлеб-соль
  25. Одаривание поезжан
  26. Благословение невесты
  27. Поезд в церковь
  28. Венчание
  29. Приезд в дом жениха
  30. Встреча молодых
  31. «Окручивание» невесты
  32. «Вскрытие» невесты
  33. Свадебный пир
  34. «Кормление» молодых в клети
  35. Свадебный пир
  36. «Каша». «Качание» ребенка
  37. «Молодых разгонять. Кочерга»
  38. «Курник»
  39. Проводы молодых в клеть. Выкуп постели
  40. Выход из клети
  41. Курник. Борьба за курник
  42. Княжой стол
  43. Поход молодых за водой
  44. Подметание пола молодой

Песни

В песенном корпусе молодотудской свадьбы большое разнообразие напевов. Однако присутствует один закрепленный напев для ряда песен:

— «Эх вы, сокылы…» = «Сватьюшка-быярышня» = «Эх, спасибо и Ванюшка»;

— «Вижу в тебе, Колюшка» = «Звонкыя дерива прасвсирельыя» = «Знаешь ли ты, Васенька, что в тебя на дому» = «Красен мак»;

— единый формульный напев для всех плачей.

Мелодическая структура песен свадебного корпуса молодотудской свадьбы тяготеет к импровизационному двухголосию с опорой на терцию. Однако несколько песен имеют более сложную структуру, включающую многовариантность партии второго голоса, построенную на использовании секунд и кварт.

Мелодическая структура песен молодотудской свадьбы строится на развитом мелодическом варьировании, второй голос чаще всего строится на двухголосии с терцовым подголоском. В некоторых песнях он ведет собственный вариант мелодии, а роль подголоска переходит к верхнему голосу. 

Интонационная основа большинства песен – кварта. Это интонация призыва, зова, которая наиболее часто встречается в песнях весеннего календарного цикла, нацеленного на заклинание плодородной силы земли. Преобладание данной интонации в сочетании с формульностью напевов свидетельствует о древности песенного корпуса, когда на первый план выходит не текст, а мелодика, в которую вложены пожелания плодородия, здоровья и силы.

Говор

Тудовлянские гаворки – язык русский (вплоть до конца ХХ в. Ярковыраженные диалектные особенности).

В Средние Века территория распространения говоров была ареной борьбы Московского княжества, Тверского княжества, Великого княжества Литовского и Новгородской феодальной республики, земли переходили часто из одного владения в другое, границы государств менялись, происходили миграции населения, что приводило к смешиванию ареалов диалектных явлений и не давало предпосылок для формирования единых языковых черт.

Учитывая этот факт, мы также усматриваем в говоре с. Молодой Туд признаки Верхне-Днепровской группы говоров.

Ярко выраженное аканье, умеренно-ассимилятивное яканье (юго-вост. часть терр. по линии Старица-Ржев-Зубцов) и иканье (на С.-В. области по линии Спирово-В.Волочек-Удомля).

С точки зрения фонетики для говоров юго-западной части Ржевского района, где располагается данный локус, свойственно аканье московского типа у молодежи и аканье диссимилятивного типа у стариков. Важным отличием является также ярковыраженное цоканье, дзеканье и цеканье. До сих пор преобладает фрикативное г‘.

Синтаксис данной территории также относит нас к белорусскому влиянию. Местоимения «ти», «ту». Особенности склонения различных частей речи, диалектные отклонения в спряжении глаголов.

Отсутствие разделительного мягкого знака в конце слова и замена его удвоенной согласной —  рукобитте, кликанне и др.

Ударения на последнем слоге.

На момент записи материалов, представленных в качестве объекта нематериального этнокультурного достояния происходит постепенное вытеснение белоруссизмов, однако говор с. Молодой Туд значительно выделяется среди говора остального населения Ржевского района.

Современное диалектное членение Тверской области – результат преобразования и перегруппировки диалектных объединений предшествующего периода. Современные народные говоры на территории Тверской области не образуют структурно-лингвистического единства. Диалектологическая карта Тверской области отличается пестротой диалектных группировок, но территориальное расположение их образует компактные ареалы: основную центральную часть занимают западные среднерусские говоры (Псковской группы и селигеро-торжковские) и восточные (калининской подгруппы Владимирско-Поволжского диалектного объединения), в северо-восточной части области (севернее линии Бежецк – Калязин) расположены севернорусские говоры, а на юго-западе (к югу от линии Торопец – Ржев) – южнорусские говоры.

Таким образом, южнорусские говоры, образующие компактный ареал на юго-западе Тверской области, а именно говоры Оленинского, Нелидовского, Западнодвинского, Жарковского и Бельского районов, занимая северную часть Верхне-Днепровской группы, некоторыми своими чертами отличаются от других говоров этой группы, расположенных южнее Тверской области. Эти различия возникли в процессе длительного контактирования с соседними говорами (псковскими и селигеро-торжковскими), которые расположены вдоль всей северной границы Верхне-Днепровской группы.

С точки зрения этнологии мнения ученых разнятся. Однако все единодушно приписывают говор данной территории белорусскому наречию.

Песенный корпус, сопровождающий свадебный обряд данного локуса также близок к свадебному корпусу свадебных обрядов Смоленской области.

Кроме фонетических, синтаксических и лексических особенностей в пользу белорусского и польского влияния на данную территорию свидетельствует факт наличия среди свадебных песен так называемой «столбовой песни», посвященной богу Босла.

Предметы и технологии, связанные с объектом

Локальные традиционные костюмы, локальные традиционные женские головные уборы, традиционная локальная обувь, хлеб, лавки, печь, иконы, пелена на голову невесты, курник, определенный набор блюд на стол.

Со свадебным обрядом связано изготовление традиционных костюмов, изготовление определенных головных уборов (ряска бористая, ряска брылястая, ряска латкая, ряска бездонная), изготовление определенных блюд (курник, пряник).

Способы и формы передачи традиции

Песенная форма, аудиовизуальная форма.

Библиография

  • Гринкова Н.П.Очерки по русской диалектологии. Говор Тудовлян Ржевского уезда. Известия отделения Русского языка и словесности Академии наук Союза Советских социалистических республик.1926 г. Том XXXI.
  • Село Молодой Тудъ. С.-Петербургъ,1899 г.
  • Этнографический сборник 1853 СПб. Село Бобровки и окружный его околоток.
  • Гринкова Н.П. Одежда тудовлян Ржевского уезда. Из материалов Верхневолжской этнологической экспедиции Российской академии истории материальной культуры.
  • Тверские губернские ведомости 1850 г. №№30,31,34,35.
  • Старая и новая свадьба в Ржевском уезде Тверской губернии. (из материалов Верхне-Волжской экспедиции РАИМК). Сборник Ржевского общества краеведения. Под ред. Шульц Н.П., Абрамова Б.И., Вишнякова Н.М. 1926 г.
  • Антропологические сведения. Антропологические исследования 19 века позволяют утверждать, что население с. Молодой Туд ближе к белорусам, нежели к великороссам. Д.А. Золотарёв. Антропологическое исследование великорусов Осташковского и Ржевского уездов Тверской губернии. СПб. 34 с.
  • Смоленский этнографический сборник. СПб.1893 г.

Современное состояние объекта

Свадебный обряд полностью утрачен в среде своего бытования. Еще в 80-е годы можно было записать песенный корпус свадьбы, однако сейчас местные жители с. Молодой Туд ничего о нем не знают. Обряд восстановлен народным фольклорным ансамблем «Славяночка» Тверского государственного университета, руководитель С.Н. Лебедева.

В современном звучании песни свадебного корпуса Оленинско-ржевского пограничья можно услышать в исполнении ведущих коллективов Тверской области.

 Авторы/Составители

  • Лебедева Светлана Николаевна — кандидат филологических наук, директор Центра традиционной культуры ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», художественный руководитель народного самодеятельного коллектива фольклорного ансамбля ТвГУ «Славяночка», член общественного совета по культуре Тверской области;
  • Власова Анна Аскольдовна — кандидат филологических наук, главный библиотекарь научно-методического отдела ТОУНБ им. А.М.Горького;
  • Баринова Надежда Евгеньевна – ведущий специалист по жанрам ГБУК ТО «Тверской областной Дом народного творчества».

Фото/видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Купить билеты

Старая версия сайта

Календарь мероприятий

Апрель 2025

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

2025 - Год защитника Отечества

Партнеры

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам