0+

Объект этнокультурного достояния Тверской области «Троицкий обрядовый комплекс в Весьегонских сёлах Тверской области»

Категория объекта: Традиционные народные праздники Этническая принадлежность: Русские Язык: Русский Конфессиональная принадлежность: Православие Места бытования: Тверская область Весьегонский район д….

Категория объекта: Традиционные народные праздники

Этническая принадлежность: Русские

Язык: Русский

Конфессиональная принадлежность: Православие

Места бытования: Тверская область Весьегонский район д. Бараново, д. Горка, д. Выбор, д. Задний двор, д. Крешнево

Описание объекта

Символом праздника Троицы и главным атрибутом многих обрядовых действий была береза. По поверьям береза была связана с миром предков и одновременно символизировала женское начало[1].

На обширной русской территории троицкий обряд с молодым деревом справлялся неодинаково. Каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, песенный репертуар. В Весьегонском районе обрядность, связанная с завиванием берёзки, охватывает период с Егорьева дня до Духова дня.

Вечером Егорьева дня в д. Крешнево девушки ходили завивать березки. Из деревни в лес женщины и девушки шли без песен. И только дойдя до места, начинали петь песни долгие и коротенькие:

Скоро будет Троица,

Березки все раскроютцы,

Придёт милой на гулянье,

Сердцо успокоитцы.

Перед березками водили «караводы»: «На горе – то ка́лина» или «Ветры дуют». В деревнях Горка, Выбор, Задний двор играли хоровод «Пошли деушки в зелён лес гулять»:

С собой брали корзинки с «висо́чками»[2], крашенными, яйцами, завязанными в носовики и маленькой скатеркой для трапезы. Сначала каждая девушка выбирала себе березку, а после все садились под одну, расстилали скатерку, угощались красными яичками, расходились к полюбившимся березкам, и начинали их завивать, т.е. украшать.

«Завивали мы раньше березки на Егория, а в Троицу уже пускали по воде. Опять же, нитками завивали — ленточками да тряпицами позже стали»[3].

«Висо́чки» заготавливали за три дня до Егорьева дня. Их делали по два сантиметра и на каждом кусочке делали петельку из насученной нитки, чтобы можно было повесить на веточки, как ёлочную игрушку. Считали, что гадание будет верным, если девушка сама пряла и сучила себе нитки.

Перед тем как завить березку, перевязывали ствол красной или алой ленточкой, клали на веточки «носовики́», и начинали загадывать на всю семью. «Височки», а теперь уже тряпочки, различались по цветам. Синий цвет – завязывали за тятю, красный – за маму.

«Завивая березу, девушки «завечали» о своей судьбе и судьбе близких: жить или умереть, выйти замуж или нет, исполнится ли желание или нет. Процесс завивания, плетения, витья осмысляется как ритуальное действие, связанное с идеей «жизни» и имеющее значение зарождения, развития, преумножения. Этим можно объяснить необходимость участия в обряде всех девушек и молодых женщин, основная функция которых состояла в продолжение рода»[4].

В д. Крешнево украшали березки молча, а в деревнях Горка и Выбор пели песню:

Мы украсим берёзу,

Мы украсим носовым платкам,

Перевяжом берёзу алой ленточкой,

Мы завьём, берёзу, мы завьём зелёну.

Уж как первой вьюн- за батюшка,

Уж как второй — то вьюн — за матушку.

Уж как третьей вьюн-за милово дружка,

А четвертой вьюн-за самую себя.

Завьют березки, пропоют песни, попляшут «под язык» и отправляются в деревню, поют «коротенькие песни»:

Провожал меня залётка,

До высоких до рябин,

Приходи, милаша, в Троицу,

С тобой поговорим.

Пока девушек не было, молодые ребята ходили артелью по деревне и пели частушки. А как все соберутся, заводили гулянье. Плясали под гармонь, балалайку, «играм играли»[5]

Накануне «Троицких родителей»[6] наводили чистоту в домах и на улице, около домов. На другой день, утром, ходили в церковь, а вечером отправлялись в лес за березками.

В Родительскую субботу, приносили из леса ветки и молодые березки, вкапывали в землю перед домами, а березовыми веточками украшали дом снаружи и внутри. Ветки втыкали на крыльце, в сенях и в доме. Украшали ими иконы, окна, двери, ставили веточки на стол в глиняной кринке.

Сазанова Анна Андреевна из д. Крешнево вспоминает: «А еще накануне Троицы все из леса березки несут — штук по пять-шесть поставят возле дома. Войдешь в деревню — красиво, везде березки! Зелени-то никакой не было, не сажали ничего — только изба стоит, да заулок вот, до избы. Вот и носили березки, обязательно по всей деревне ставили. А отдельные веточки ломали и в ворота втыкали, в крыльцо. И в избе и под крышей — везде зелень, березки всё»[7].

Утром в Троицу жители д. Бараново шли в церковь и приносили оттуда освященные веточки. Они лежали до Троицы следующего года. Старые же, прошлогодние, несли на двор, и втыкали в угол хлева рядом с вербушками и вересом.

Во второй половине дня, управившись с делами, выходили на улицу. Пожилые, устраивались на лавочках и завалинках. А молодые девушки и женщины заводили на краю деревни хоровод «Выйду за ворота». Обычно начинали хоровод несколько человек, а по ходу движения присоединялись всё новые участницы, даже старушки. Шли «криуля́ми» (змейкой) с одной стороны улицы на другую, обходя вкопанные перед каждым домом березки. Пока обойдут деревню, перепоют все хороводные песни: «Выйду за ворота», «Ветры дуют», «Пошли деушки да в лес по ягоды». Затем начинались пляски под балалайки, гармошки.

Вечером девушки приходили в лес. Каждая к «своей березке» и начинали обламывать украшенные в Егорьев день веточки. Процесс развивания берез сопровождался пением песен: «Со вьюном я хожу», «Ой на горе» и другие. Затем, молодежь отправлялась к реке, исполняя долгие песни: «Крутым бережком идём», «Развесёлая, ой да кампаньца».

Развеселая, ой да компаньица, где мой мил, ой, милой пьёт.

Где мой мил, ой, милой пьёт, да уж пить — то не пьёт, да голубчик мой, за мной мла, ой, младой шлет.

За мной мла, ой, младой шлет, да уж как я — то млада, ой, да младёхонька замешкаласё.

Замешкаласё, да я за утками, ой, да за гусями, за лебедями.

За лебедями, да я за той — то гульнёй, да за пташечкой, за журынькою.

За журынькою, да уж как журынька, ой, да по бережку, похаживаёт.

Похаживаёт, да на ту сторону ой да за реченьку поглядываёт

Поглядываёт, да как на той — то ли, ой да сторонушке.

Уж как журынька, ой, да по бережку похаживаёт.

Похаживаёт, да на ту строну, ой да за реченьку поглядываёт

Поглядываёт, да как на той — то ли, ой да сторонушке слободка стоит.

Слободка стоит, да что не малая,ойслободушка четыре двора.

Четыре двора, да как во каждоём,ой да во дорике по кумушке есть.

По кумушке есть, да уж вы кумушки, ой да голубушки, подружки вы мои.

Подружки вы мои, да вы кумитеся,ой да любитеся, любите вы миня.

Как пойдете в зелен лес гулять, венки плести, спелтите и мне.

Если пойдете в реку бросать, киньте, бросьте мой.

Все венки плывут поверх воды, а мой утонул.

Все милые домой пришли, а мой не пришел.

Когда подходили к реке, каждая девушка кидала свои вьюнки в воду. Если веточка плыла и не тонула, то человек, на кого она была загадана, будет жить долго. Если утонет-умрет.

«Каждую веточку в отдельности бросали. Уплывет — другую кидаешь. Если плывут, значит жить будет — за кого завивали, а если потонет — до другой весны не доживет»[8]

Когда венки пускали на воду – пели:

Пусть плывут венки,

Пусть плывут венки,

И не тонут на самоё дно,

И не тонут на самоё дно.

Вернувшись в деревню, молодёжь снова устраивала гуляние:

Парни:

Милка белую берёзыньку

Ходила завювать,

После Троицы мальчишка

Ей уж больше не видать.

Девушки:

У нас сегодня Троица,

Ну, а завтра Духов день,

Милой в беленькой рубашке,

Голубую передень.

В Духов день в д. Крешнево выкапывали березки, принесённые в Троицу, и несли их на перекрёсток — «кресты». Из этих березок ребята строили огромный шалаш, в котором вечером собиралась молодёжь. В шалаше веселились, как на беседе: пели частушки, плясали под гармонь, балалайку, «играли играм».

Утром, чем свет, крешневские бабы растаскивали березки, из которых  сооружался шалаш, и жгли их в печи. В д. Горка березки скидывали к реке и уже оттуда брали для топки печи. «Уж когда отгуляют, хороводы пройдут, на следующий день эти березки стаскивают куда-нибудь в груду одну». Ветки берёзы могли хранить: «А кто березки собирает — в амбар кладет под сено, чтобы его мыши не приедали»[9].В д. Бараново выкопанную березку сразу сжигали дома. Считалось, если истопить печь троицкой березкой, значит жить в богатстве и в достатке.

Предметы, связанные с объектом

С собой брали корзинки с «висо́чками»[10], крашеные яйца, завязанные в носовики и маленькую скатерку для трапезы. Сначала каждая девушка выбирала себе березку, а после все садились под одну, расстилали скатерку, угощались красными яичками, расходились к полюбившимся березкам, и начинали их завивать, т.е. украшать.

Перед тем как завить березку, перевязывали ствол красной или алой ленточкой, клали на веточки «носовики́», и начинали загадывать на всю семью.

Техники/Технологии, связанные с объектом

«Висо́чки» заготавливали за три дня до Егорьева дня. Их делали по два сантиметра и на каждом кусочке делали петельку из насученной нитки, чтобы можно было повесить на веточки, как ёлочную игрушку. Считали, что гадание будет верным, если девушка сама пряла и сучила себе нитки. «Височки», а теперь уже тряпочки, различались по цветам. Синий цвет – завязывали за тятю, красный – за маму.

Способы и формы передачи традиции

Визуальная, акустическая передача, «из уст в уста». Жители деревень были участниками или свидетелями празднования, что позволяло перенимать процесс и последовательность празднования Троицы.

Справочная информация

История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.)

В основу легли сведения из сборника Сазановой Г.М. «Тверь наша губерня, Крешнево деревня», а также материалы экспедиций Тверского областного Дома народного творчества 2011, 2022 годов.

С 30 июня по 13 июля 2022 года сотрудники Тверского областного Дома народного творчества совместно с Московской государственной консерваторией им. П.И. Чайковского организовали фольклорно-этнографическую экспедицию, которая проводилась на территории Весьегонского муниципального округа в рамках музыкально-фольклорной музыковедческой практики студентов Научного центра народной музыки им. К. В. Квитки.

5 июля 2022 года экспедиционный сеанс проводился непосредственно с участницами Барановского фольклорного хора и его создателем – Сазановой Галиной Михайловной 1936 г.р. ур. д. Бараново. Галина Михайловна очень подробно рассказала об особенностях празднования Троицы в г. Весьегонске и в некоторых деревнях Весьегонского района.

Члены выездной группы:

1. Елена Георгиевна Богина, старший научный сотрудник, преподаватель Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, г. Москва

2. Можаева Полина Александровна, ведущий специалист по фольклор и казачьей культуре Тверского областного Дома народного творчества

3. Едигарова Айсель Бахаддиновна, ведущий методист по кино-видео творчеству Тверского областного Дома народного творчества

Источники информации

1. Экспедиционные записи 2011, 2022 годов.

2. Библиография:

Современное состояние объекта

На сегодняшний день, обряд связанный с завиванием берёзки полностью не сохранился. В ходе временно́й трансформации, обрядовая функция и формы обряда оказались практически утрачены, а сам праздничный цикл сократился до одного дня.

Празднование Троицы для местных жителей один из самых долгожданных праздников. В этот день, участницы фольклорного хора надевают старинные сарафаны и рубахи, готовят корзины с крашенными яйцами, ленточки и большой артелью направляются в лес, где завивают березки, устраивают праздничную трапезу, а затем бросают вьюнки в воду. Все это сопровождается звучанием старинных, местных песен, хороводами, народными играми и забавами. Окунуться в праздничную атмосферу и, послушать песни, съезжается вся местная молодежь.

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры

Включение объекта в тематические праздники, семинары, конференции, круглые столы, а также иные мероприятия, способствующие реализации, сохранения и использования объекта культурного наследия и ознакомлению с обрядом Троицы Тверской области. Реконструкцию обряда можно использовать в качестве репертуара фольклорного коллектива, основы сценария, методической разработки для проведения праздника.

Авторы/Составители

  • Можаева Полина Александровна, ведущий специалист по фольклору и казачьей культуре Тверского областного Дома народного творчества.
  • Михайлова Надежда Евгеньевна, преподаватель ГБП ОУ «Тверской музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского».
  • Калина Любовь Викторовна, специалист Тверского областного Дома народного творчества

Дата публикации — 17 марта 2025 года

Дата обновления — ноябрь 2022 года

Сведения, сопровождающие аудио-, видео- и фотоматериалы

Аудио и видео материалы

Место хранения материалов — Архив Тверского областного Дома народного творчества

Фотографии


[1]Баранова О.Г. «Русский праздник». Праздники и обряды народного земледельческого календаря//Иллюстрированная энциклопедия//Санкт-Петербург» Искусство-СПБ», 2001,с.579

[2] Лоскутки ткани (ранее – нитки)

[3]Миловский А.С. «Песнь жар-птицы», Москва, 1987, с.66

[4]Баранова О.Г. «Русский праздник». Праздники и обряды народного земледельческого календаря//Иллюстрированная энциклопедия//Санкт-Петербург» Искусство-СПБ», 2001,с.172

[5] «Играм играть»-водить хороводы с участием ребят.

[6] «Троицкие родители» — суббота перед Троицей, родительская суббота.

[7]Миловский А.С. «Песнь жар-птицы», Москва, 1987, с.66

[8]Миловский А.С. «Песнь жар-птицы», Москва, 1987, с.66

[9]Миловский А.С. «Песнь жар-птицы», Москва, 1987, с.66

[10] Лоскутки ткани (ранее – нитки)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Купить билеты

Старая версия сайта

Календарь мероприятий

Апрель 2025

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

2025 - Год защитника Отечества

Партнеры

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам