Описание объекта.
Согласно традиции, деревянный наличник не покрывался краской, давая возможность рассмотреть рисунок деревянного массива. Современные образцы архитектурной резьбы покрываются белой краской. Это связано, с одной стороны, с защитой древесины от погодных условий, с другой – связаны с особенностями материалов, используемых при строительстве и облицовке жилища. Однако в композиционном решении наличники повторяют традиционную схему (навершие, полотенца, нижнее обрамление) и содержат растительные и зооморфные мотивы, заимствованные из более ранних образцов домовой резьбы.
Архитектурная деревянная резьба являлась неотъемлемой частью любого жилища на протяжении многих веков. Самым значимым элементом был резной деревянный наличник, вобравший в себя характерные геометрические, растительные и зооморфные мотивы.
В процессе глобализации и трансформации жилищ данный вид ремесла постепенно исчезал и предавался забвению. Однако в последние годы проявляется тенденция к украшению современных домов резным деревянным наличником, повторяющим в своей композиции старинные орнаменты.
Экспедиция состоялась 15 февраля 2016 года в п. Синцово Конаковского района.
Цель:
Анализ современных образцов архитектурной домовой резьбы.
Задачи:
- Фото — и видео фиксация готовых образцов архитектурной домовой резьбы и процесса изготовления деревянного наличника;
- Изучение техники и технологии изготовления деревянного наличника;
- Критический анализ современного бытования архитектурной домовой резьбы.
Сотрудники ТОДНТ выехали в п. Синцово Конаковского района в дом Надежды Ивановны Шмидт. На месте были зафиксированы современные образцы деревянной резьбы, выполненной Виктором Нестеровым и Владимиром Ивановичем Ситниковым по старинным образцам архитектурной домовой резьбы Тверской области. Резьба представлена оконными наличниками 2 видов (первый и чердачный этажи).
Члены выездной группы зафиксировали на видеосъемку процесс изготовления стойки наличника:
— нанесение рисунка на деревянный массив по шаблону;
— выпиливание стойки согласно рисунку;
Члены выездной группы также зафиксировали процесс сборки карниза наличника: крепление подзора к карнизной доске.
В результате экспедиции члены выездной группы ознакомились с этапами сбора наличника, а также оценили использование данного вида творчества в современных условиях.
Члены выездной группы:
- Бойцова Алёна Сергеевна, член экспертного совета, старший научный сотрудник МВЦ ТОДНТ;
- Глухов Павел Николаевич, ведущий методист отдела кино-видео творчества ТОДНТ;
- Ситников Владимир Иванович, профессор, заведующий кафедрой народного художественного творчества Филиала ФГБОУ ВПО «МГУДТ» в г. Твери, кандидат педагогических наук.
Добавить комментарий
Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *