История
Географически территория распространения традиции изготовления коровушек охватывает Весьегонский район и прилегающие к Тверской области районы Вологодчины. Это связано с появлением Рыбинского водохранилища и изменившимся административно-территориальным делением.
Весьегонские коровушки красноречиво свидетельствуют о переплетении в народном мировоззрении представлений, связанных с рождением Иисуса Христа, годовыми христианскими праздниками и магией плодородия. Так, название обрядового печения «коровушки» и обычай расстилать солому под стол, где вся семья будет заниматься их изготовлением, жители Весьегонского района связывают с мотивом рождения Иисуса Христа в пастушьей пещере. В то же время в этих эпизодах ярко прослеживаются мотивы дохристианских верований, связанных с магией плодородия, где ведущим оказывается «принцип магического подобия» (Виноградова Л.Н. Семантика фольклорного текста и ритуала: типы взаимодействий.// История, культура, этнография и фольклор славянских народов: XI Международный съезд славистов. Доклады российской делегации. – М., 1993. – С. 218). Лепили из пресного теста фигурки домашних и лесных животных и птиц, чтобы скотинка водилась на дворе, а в лесу разные птицы и звери, лепили «молодчиков» чтоб у девушек женихи были, а колечки – чтобы девушка обручилась в этом году, «овёсец» – чтоб хлеб уродился и корм был скотине. Грибочки и ягодки – чтоб в лесу грибы и ягоды уродились и т.д. Обрядовое печенье в виде животных и птиц – «имитация действительности, которая должна вызвать изображаемую действительность к жизни. Сделанные в этот день фигурки уже своим наличием должны были влиять на будущее»[1]. Ребятишки бегали из дома в дом «славить коровушек»: пели песенку, за которую получали коровушек. «В деревнях Крешнево, Бараново, Горка, Выбор, Задний Двор пели так:
Маленька девчонка,
Славить не умею,
Дайте короушку,
Вон пойду».
В деревнях Слуды, Бадачево, Перемут припевали так:
Маленький словутник,
Славить не умею,
Дайте короушку,
Вон пойду и лазейку затворю.
Ребятишкам в каждом доме подавали «коровушку»[2].
По воспоминаниям, в каждой деревне были люди, которые лепили каких-нибудь особенных коровушек. «Тетю Веру Киселёву помните, у нас Екимовна ее звали все. По всей деревне лучшая, наверно, которая делала. Здорово у нее было. [Мы, когда колядовать ходили, говорили:] “Пойдем к тете Вере за коровушками: у нее красивые”» (В.Н. Кузьмина). Вспоминают еще Анну Андреевну Сазанову, Надежду Михайловну Киканову, Таисию Фадеевну Куликову, Клавдию Ивановну Шаронову…
Коровушки
Изготовление фигурок домашних и лесных животных, птиц из теста накануне Рождества довольно распространённый обычай. В Весьегонском районе Тверской области на святки, в Рождественский сочельник, пекут обрядовое печенье с ласковым названием коровушки.
Коровушки — фигурки из теста в форме коров, овец, лошадей, птичек и т.д. – изображали домашних и диких животных, птиц. Угощали ими, как правило, домочадцев, родных, соседей и особенно детей. По сведениям информантов, «раньше все делали коровушки. В каждом доме. Тесто намесят, туго его сделают, чтоб можно было лепить… И все лепили по-разному. В каждом доме по-своему лепили» (Г.М. Сазанова, 2013). Коровушки нужно было обязательно испечь, чтобы обеспечить природный баланс: домашняя скотинка была в порядке, птицы-звери в лесу водились и т.п. Название «короушки» связывают с библейской историей рождения Христа, которого положили в ясли к коровам. Круг образов практически не ограничивался, но среди коровушек нет фигурок рыб. В краю, богатом реками, где раскинулось большое Рыбинское водохранилище, где рыбная ловля – с детства привычное занятие, фигурка рыбы отсутствует: рыба не присутствовала при рождении Христа.
Создаваемые образы условно можно разделить на три категории.
Однофигурные. Делали всю скотину, какая есть:
— домашних животных и птиц: коров, лошадок, барашков, козлов, собак, кошек, курочек, петухов, уточек;
— лесных животных: медведей, лосей, белочек, зайцев, лис,
— птиц: цыпушек-голубушек, гулинёк;
— нетрадиционные образы, подсказанные современной жизнью: тяни-толкая, христосика;
Многофигурные. Своеобразные сюжетные композиции: «Кукушка на пёнышке», «дед Мазай и зайцы», «всадник на коне», «свинья с поросятками», «курица-наседка в гнезде», «птички на бревне».
Баская коровушка. «Баская» — значит «красивая» (басы, басить = украшать). Такое название она получила благодаря очень нарядному внешнему виду и сложности выполнения. Ее изготавливали не для еды, а для хранения, для красоты. Такая коровушка наделялась особыми магическими свойствами. Ее украшали цветными нитками, нарезанными тряпочками, фольгой, блестками. Такую коровушку в настоящее время уже никто не умеет лепить. Сохранились только воспоминания, небольшое количество фотографий и бесценные видеозаписи.
Такую коровушку, по просьбе, девушка дарила парню, за что в Крещение он ей дарил конфеты. Существует свидетельство о том, что если девушка не умела делать баскую коровушку, то она заказывала ее у бабушки, чьи коровушки в деревне славились. Если мать не умела, допустим, делать баскую коровушку, ходили учиться.
Умение лепить баскую коровушку высоко ценилось: бабушки вспоминали, что «бабе Мане Сёмкиной воз дров привезли за эту за короушку» (К.И.Шаронова). Оставляли баскую коровушку в красном углу, дарили родне.
Иногда делалась такая коровушка размером с чайное блюдце. В книге Г.М. Сазановой замечательно описан процесс лепки рядов у баской коровки А.А Сазановой: «Сначала сделает «коровушке» головку с рожками и глазками, затем начинают по кругу лепить «басы» (басить – украшать). Вокруг головушки лепили цветочки, травинки – чтоб коровушка сыта была. Потом шли «молодчики» (как маленькие человечки с головушками) – чтоб у девушки женихи были. Затем шли колечки – чтобы девушка обручилась в этом году. Дальше шёл «овёсец» (как овсяные зёрнышки) – чтоб хлеб уродился и был корм скотине. Грибочки и ягодки – чтоб в лесу грибы и ягоды уродились. Гребешки – чтоб у девушки жених и скотина на дворе чистыми были. Ладошечки и лопаточки – чтоб земля обработана была. Затем все «басы» обвивались жгутиком, скатанным из теста. Между «басами» лепились украшения из мелко настриженных полосок цветной бумаги или кусочков ниток разного цвета. Всё это называлось – «убантить коровушку» т. е. налепить бантиков. В деревне Слуды такая «коровушка» называлась «грибатка».
Был и другой способ делать «баскую коровушку». «Так, в деревне Горка, на «баской коровушке» делали сорок «басов»: вокруг головушки сажали сорок «гулинёк» («гуленёк» — голубочков), а других «басов» не делали. «Бантили» нитками (гарусом) или цветной бумагой. Сорок «гулинёк» сажали вокруг головушки, потому, что у Иисуса Христа три годовых праздника: в Рождество родился, в Крещение крестился, в Сретенье с Господом Богом встретился. От Рождества до Сретенья сорок дней. Девушки считали, что обязательно встретятся со своим женихом, если сделают на «коровушке» сорок «гулинёк». Сделанные «коровушки» выносили на деревянном донце на мороз до утра.
А коровушки Клавдии Ивановны Шароновой, отличалась от других тем, что ее коровушка вся в розочках, других украшений она не делала.
Украшалась баская коровушка гарусом (шерстяные нитки), стружкой из цветной бумаги и фольгой.
Инструменты и материалы
Тесто (мука (белая пшеничная), вода, соль, сахар), нож, заточенная спичка, семена мака. Особого внимания требует к себе расстилание соломы под (на) рождественский стол. Солома выступает здесь как эквивалент, заменитель зерна, в котором, по мнению многих исследователей, хранится большая плодоносящая сила.
Ножик нужен для того, чтобы сначала отрезать кусочек от теста, а потом — разрезать ротик, рога и ножки вдоль и поперёк, птичкам хвостики.
Муку на коровушки покупали самую хорошую. Фунт (400 грамм) муки специально покупали на коровушки. Тесто замешивали на ледяной воде и пшеничной муке, могли добавлять молоко, соль и сахар. Очень редко для того, чтобы тесто приобрело какой-то розоватый, красноватый цвет, замешивали на морковном, или на свекольном соке.
Для коровушек делалось очень тугое тесто: «Тесто намесят, туго его сделают, чтоб можно было лепить. Процесс замешивания длился долго, в процессе лепки часто добавлялась еще мука, тесто «натирали». Это довольно тяжёлый процесс и часто не под силу одному человеку, поэтому месили по очереди, взрослые. Количество теста зависело от того, сколько человек в семье, (30-100 штук). Когда тесто было готово, делали типа колбаски, потом каждый отрезал от неё кусочек теста размером с голубиное яйцо. Коровушки делали маленькие, чтобы на всех хватило. Ребятишки-колядовщики бегали, им давали коровушек.
Основные способы лепки фигурок
В процессе лепки кусочки для фигурок отрезали ножиком. После этого катали шарик. Он является основой практически у всех коровушек. Как и в глиняной игрушке, после наипростейшей основы идут очень условные (символические) детали, обозначающие разницу между животными, например: у козла надрезаются рога, а у коровки – нет, у петушка хвостик длинный, похожий на серп, а у курочки коротенький. Дальше, в зависимости от информанта и его задумки, технология лепки у всех фигурок разная.
В. И. Мишин показывал так: «примерно одну треть — одну четвертую — делаем матрёшечку. Это будет голова». Для «матрёшечки» Василий Иванович использует особую технику, которая на диалекте называется «сучение». Оно напоминает раскатывание, только не между доской и руками, а между двумя пальцами. «Всё с этого начинается» — говорил В. И. Мишин про «матрёшечку».
Иногда бабушки прибегали к разным хитростям для того, чтобы фигурки были и красивыми и не растекались: связывали фигурки жгутиками крест-накрест, чтобы тесто держалось.
Встретился ещё один вариант изготовления коровушек: кусочек теста разрезается с двух сторон и формируются конечности, спереди две лапки и сзади две лапки. А дальше информанты, каждый по-своему, вылепливают животных с символичными отличиями, которые каждый поймёт. У собачки, естественно, хвост колечком, у зайчика ушки, а у белочки ушки кверху и немножко вперёд загнуты .
Очень важно, чтобы делать коровушек за стол садилась вся семья от мала до велика, момент сбора и общего действия особо отмечают все информанты. Если на Рождество вся семья дома и делает «коровушек», то летом скотина с гулянья домой ходить будет.
Современное состояние
Традиции изготовления коровушек до сих пор живы. Их поддерживают участницы фольклорного Барановского хора, перенимает эстафету и молодежь: Весьегонский Дом ремесел, участники детского фольклорного ансамбля, но самое главное, что элементы святочной обрядности сохраняются в бытовой форме: до сих пор в домах бабушки натирают тесто, а приехавшие на каникулы внуки лепят фигурки. Лепят коровушек и участники различных фольклорных ансамблей Тверской области. Мастер-класс «Весьегонские коровушки включен в программу «Народное искусство», которая проводится для школьников в Музейно-выставочном центре ТОДНТ.
Экспедиция
Экспедиционная поездка в г. Весьегонск Тверской области 10 апреля 2013 г.
Состав группы:
- Баринова Надежда Евгеньевна – зав. сектором ИЗО и ДПТ ТОДНТ
- Бойцова Алена Сергеевна – ст. научный сотрудник МВЦ ТОДНТ
- Михайлов Борис Алексеевич – председатель областного фотоклуба ТОДНТ
- Глухов Павел Николаевич – методист отдела кино-видео творчества
- Дубинина Владислава, Баринов Павел – участники детского образцового фольклорного ансамбля «Ладушки»
Цели и задачи экспедиции:
- Получить информацию о бытовании святочной обрядовой выпечки «коровушки»
- Изучение и освоение технологии выполнения святочной обрядовой выпечки «коровушки»
В ходе экспедиции информация получена от информантов:
- Мишин Василий Иванович 1952 г.р.
- Сазанова Галина Михайловна 1936 г.р. д. Крешнево, руководитель Барановского хора
- Меркулова Галина Михайловна
- Трунилова Валентина Алексеевна, 1967 г.р.
- Кузьмина Валентина Николаевна, 1957 г.р.
I. В ходе опроса получена информация о замешивании теста на ледяной воде из муки и воды, об условиях изготовления коровушек в Сочельник и их обрядовом назначении.
Традиционные образы коровушек: птички, домашние животные (корова, лошадь, козлик, барашек), лесные звери (белка, заяц, лось), домашние птицы (уточка, петух, курица). Фигурки, состоящие из нескольких элементов: «курочка на яйцах в гнезде», «птичка на пёнушке». В воспоминаниях остались такие, как: «всадник на лошади», «дед Мазай и зайцы».
Записаны воспоминания о баских коровушках: их делали девушки по заказу парней и дарили им.
Информантами описана технология изготовления, основные приемы лепки фигурок, их обрядовое применение. Несколько коровушек освещали в церкви и ставили к иконам. Ими одаривали колядовщиков.
По результатам создан фильм «Весьегонские коровушки». Автор – Баринова Н.Е., съемка, монтаж – Глухов П.Н.
15. Автор/Составитель — Баринова Надежда Евгеньевна- ведущий специалист по жанрам творчества Тверского областного Дома народного творчества. 11/2022 г.
Библиография
- Сазанова Г.М. Тверь наша губерня, Крешнево деревня. Тверь, 2009. С. 26-32
- Миловский А.С. Народные промыслы: встречи с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1994. С.79-84.
- Баринова Н.Е. Весьегонские коровушки: основные образы и технология изготовления // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 17: Фольклорные традиции в поликультурных зонах России: сб. научных статей. – М.: ГРЦРФ, 2015. – с. 207–213.
Д/Ф «Командировка в Россию» реж. А. Кокарев (1991-1993)
Экспедиция 2001 года рук. Ефремова Людмила Васильевна
Фотографии
2. Мишин В.И., Баринова Н.Е. Экспедиция ТОДНТ 2013 г. Фото Михайлов Б.А.
3. Коровушки. Авт. Мишин В.И. . Экспедиция ТОДНТ 2013 г. Фото Михайлов Б.А.
4. Коровушки. Авт. Мишин В.И. . Экспедиция ТОДНТ 2013 г. Фото Михайлов Б.А.
5. Сазанова Г.И. Экспедиция ТОДНТ 2013 г. Фото Михайлов Б.А.
6. Коровушки из фондов Музейно-выставочного центра Тверского областного Дома народного творчества. Фото Крылов В.Н.
7. Коровушки. Авт. Киканова Н.М., 1928 г.р. из фондов Музейно-выставочного центра Тверского областного Дома народного творчества. Фото Баринова Н.Е.
8. Коровушка «Дед Мазай и зайцы» Авт. Киканова Н. из фондов Музейно-выставочного центра Тверского областного Дома народного творчества. Фото Баринова Н.Е.
9. Коровушки. Авт. Шаронова К.И. 1917 г.р. из фондов Музейно-выставочного центра Тверского областного Дома народного творчества. Фото Баринова Н.Е.
[1] Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. – М.: Лабиринт. 2004.- С. 33-34.
[2] Там же. — С. 27-28.
Добавить комментарий
Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *
Спасибо за отзыв.
Элина
08.01.2024Моя бабушка родом из Весьегонской области, мы каждое Рождество лепим «барашков» из теста. Сегодня как раз такой день. Захотелось почитать историю, узнать, что означают эти фигурки. И вот, в интернете нашла эту статью и картинки, а на них фигурки из теста такие же, как мы лепим ! Благодарю за подробную статью !