Категория объекта.
Обрядовые комплексы и праздники. Обряды жизненного цикл человека.
Этническая принадлежность — Русские
Язык — русский
Конфессиональная принадлежность -православие
Места бытования.
Тверская область, Бежецкий район с. Теблеши, д. Козлово, д.Мясниково, д. Кулово, д. Дубров, д. Житище.
Описание объекта (развернутое)
«КражнобеД»
В свадебном обряде, бытовавшем на территории Теблешского и Житищинского сельских округов, (ныне Житищенское с/п), четко выделяются четыре составляющие его части:
- довенечная;
- свадебный день;
- «Кражнобед» — второй день свадьбы; — послесвадебное гостевание.
Каждая из частей включает несколько обрядовых эпизодов. Обряды второго дня начинаются в доме жениха с эпизода, который местные жители называют примерно одинаково «кражнобёд». О нем местные жители рассказывают подробно или просто упоминают:
«Крыжнобед — стол на второй день у жениха» (д. Мясниково Артемьева Мария Николаевна, 1914 г.р.)
«Крашнобед — курицу наряжали» — д. Кулово.
«Был Крыжнобед» (д.Житищи Голубева Анна Степановна1915 гр.)
«На Кражнобед курицу варили, не ощипывая перьев. На голову — бусы, бантики. Яйца — сколько влезет» (д. Козлово Житщинсукий с/о, информант Рофанова ЕМ. уроженка д. Дуброво).
Очевидно, что эпизод имеет несколько вариантов произношения: «кразнобед», «кражнобед», «крыжнабед», крашнобед.
Второй день включал в себя несколько обрядовых эпизодов, главным из которых был Кражнобед — угощение в доме жениха.
Кражнобед готовила невестина сторона. Обрядовым блюдом второго дня была курица, причем курица могла быть ощипанная и с перьями. Соответственно ощипанную запекали в печке, а неощипанную варили.
Мать или родственница невесты привозила короб с закуской для кражнобеда вместе с корабельщиками к вечеру первого дня, оставляли и возвращались домой. В «коробе» обязательными были крашенные, как на «Христов день» куриные яйца, сама курица и пироги — «клюбаки» — ватрушки.
Курицу заранее красиво «наряжали», украшали шелковыми ленточками, бантиками из разноцветной бумаги. Особенно ярко украшали голову, крылья и гузку. Внутрь курицы вкладывали два крашеных красных яйца.
На кражнобеде молодая должна была «накрыть столы» кроснами — новой тканой скатертью, которую она готовила специально к этому дню. Полотно было скатано в трубу и, невеста, раскатывая его застилала все столы, начиная с первого, который стоял под иконами. Длину полотна нельзя было вымерить заранее, поэтому какую скатерть невеста приготовила, столько столов ею и будет накрыто. Чем длиннее была скатерть, тем лучше — значит, молодуха рукодельная.
Невеста сама выносила курицу к столу отдельно от других блюд на подносе или блюде. «СиДит курица на поДноси, разурйженая с бантикам со лапачкам со всем, как курица настоящая — с галовбй, вся толька абоДраная — пёрышкав нет. Рускрашена — везде бантики, на галовё бантики, накрулышках бантики, вся, вся в бантиках и у хвостика пёрышки стоят, вся разуряжена.
Сваха восхваляя курицу и раскрывая её, демонстрирует присутствующим красные яйца находящиеся внутри курицы. В первую очередь сваха невесты обращается к отцу с матерью жениха: «Вот к вам молодая невестка пришла и не одна, не пустая, у ней уже есть плоД». Затем происходит разделение курицы между гостями.
Дары. На кражнобеде невеста дарит родню жениха. Выходит сваха и призывает: «Встаньте на Лыжи, подвиньтесь поближе — примите от нас дары».
Молодая выходит на серёдку, сваха берет яйца в беркушке и начинает выкликать: «Анна Сергеевна — матушка свякровь, свекор — батюшка называет по имени отчеству. Выйдите сюда, Вас невестка одарит». Берёт невеста яйцы целуется со свёкрам,свекровью, говорит:«Разрешите вас называть папа, мама». Невеста дарит им сначала по яйцу, а потом подарки, какие были выговорены до свадьбы — рубаха, платье, полотенцы. Они благодарят. Молодая остается стоять, и так пока всю родню не одарит. Потом саДились за столы начинали выпивать и закусывать. Поют песни, частушки, пляшут».
После кражнобеда едут к невесте домой ближе знакомиться со сватами. Молодые гостят неделю или больше у отца и матери невесты.
Предметы, связанные с объектом.
Курицу украшали шелковыми ленточками, бантиками из разноцветной бумаги. Внутрь курицы вкладывали два крашеных красных яйца.
Техники/Технологии, связанные с объектом.
Курицу заранее красиво «наряжали», причем курица могла быть ощипанная и с перьями. Соответственно ощипанную запекали в печке, а неощипанную варили. Украшали шелковыми ленточками, бантиками из разноцветной бумаги. Особенно ярко украшали голову, крылья и гузку. Внутрь курицы вкладывали два крашеных красных яйца.
Способы и формы передачи традиции.
«Из уст в уста». Члены семьи были непосредственными участниками или свидетелями важных деревенских событий и перенимали процесс и последовательность свадебной игры.
Справочная информация.
История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.)
В. 1990 году Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова под руководством Анатолия Михайловича Мехнецова была организована фольклорная экспедиция в районы реки Медведицы и Мологи. Аудиозаписи и этнографические сведения экспедиции опубликованы на портале «Культура.РФ» и являются объектами нематериального культурного наследия.
1994 год — экспедиция Тверского областного Дома народного творчества под руководством Людмилы Михайловны Концедайло.
Самобытным теблешеским фольклором, ни похожий, ни на одну из раннее известных песенных традиций тверского Верхневолжья, заинтересовали и тверских исследователей. Так, в 2004 по маршруту предыдущих лет, была организована экспедиция Тверского музыкального колледжа им. М. П. Мусоргского, руководителем которой являлась Ирина Николаевна Некрасова.
Уже в 2004 году, в ходе экспедиции песенный материал зафиксирован фрагментарно, но женщины 20-х — 30х годов рождения еще помнили, какие песни исполнялись в тот или иной момент свадьбы, но спеть их без исполнительниц старшего поколения полноценно не могли.
«Кражнобед» зафиксирован Ириной Николаевной Некрасовой в 2004 году в ходе экспедиции.
Источники информации.
Архивы.
- Архивные экспедиционные видео, аудио, фото материалы 1994, 2004 годов.
Библиография.
- А.Н. О Бежецком уезде и Теблешанах // Москвитянин. 1853. №16. с. 196—198.
- «Бежецкий край» историко-краеведческий альманах. Вышний Волочек, 2014. Вып..11. — 96 стр., 14 ил.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах. м.,.2003 — т..2. — с.352.
- Еремин С.И. О теблешанах // Известия Государственного российского географического общества. 1926. Вып.2. — с. 3—39. 1927. Вып..1. — с. 111-125.
- Королькова И. В. Теблешская традиция в системе песенной культуры Северо-Запада России Рябининские чтения — 2007.
- Михайлова И.А. Петров А.А. «Старинные свадебные обычаи в Бежецком крае» (из истории Тверской фольклористики: фонд А.Г. Кирсанова) //Традиционная культура Тверского края: памяти А.Н. Вершинского (18881944) Статьи и публикации. ТвГУ, 2013. — с. 98-115.
- Синицын С. Д. Теблешане // Бежецкий край: Бежецк, 1921. — с. 95
- Цыков В.В. и Щербакова М.Е. «Теблешане: к история изучения вопроса» // Вестник ТвГУ. Тверь, 2010. Вып.2.- с. 149-155.
Иные.
- Дронь Михаил «Теблешское царство» информационно-аналитический портал «Край справедливости»
- Комарова А.В., Костыгов СЮ. Ред. Нечаев М.П. «Традиционный свадебный обряд Теблешского края»// П Международный форум студенческой и учащиеся молодежи, Чебоксары, 2007.
Современное состояние объекта
Обряд практически исчез. В 2003 году помнили не многие местные жители некоторых деревень: д. Мясниково Артемьева Мария Николаевна, 1914 гр., д. Козлово Житищенский с/о,Руфанова ЕМ. 1923 г.р., д. Житищи Яснова М.И., 1922 г.р..
Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры
Популяризация объекта представляет собой деятельность, направленную на организацию его общественной доступности и восприятия. Повышение образовательного уровня и организации досуга. Включение объекта в тематические праздники, семинары, конференции, круглые столы, а также иные мероприятия, способствующие реализации, сохранения и использования объекта культурного наследия и ознакомлению со свадебным обрядом Тверской области.
Демонстрация объекта в рамках учебного плана по предметам: «Традиционная культура», «Народное музыкальное творчество», «Областные певческие стили» СУЗОВ, ВУЗОВ.
Авторы/Составители
Автор- Некрасова Ирина Николаевна, Составитель — Тверской областной Дом народного творчества
Сведения, сопровождающие аудио-, видео- и фотоматериалы:
Аудио и видео материалы
- Содержание файла (название / описание того, что зафиксировано на записи, ФИО людей, чьи голоса и изображения присутствуют на записи и т. д.);
- Автор записи, место и время фиксации
- Место хранения материалов
Фотографии
- Содержание файла (описание того, что зафиксировано на фотографии, ФИО людей, изображённых на ней и т. д.);
- Автор фотографии, место и время фиксации
- Место хранения материалов
Добавить комментарий
Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *