0+

Объект нематериального культурного наследия Тверской области «Технология изготовления Весьегонских тканых поясов»

История

Бытование поясов весьегонского типа можно связать с группой населения, берущей начало от племени весь, поселившегося в давние времена в этих местах. Но вопрос об этническом составе  населения интересующего нас региона не является однозначным и остается открытым. 

В «Очерках по истории Сандовского района» В.Н.Веселова читаем: «По племенному составу древнейшего населения нашей местности у учёных разногласий нет. Все сходятся на том, что верховья Волги, а также рек Молога, Мелеча, Могоча и других, впадающих в Мологу, издревле заселяли племена угро-финнов и балтов (прусов), родствен­ных славянам. Из угорских племён чаще всего называют мери и весь, иногда называют чудь, откочевавшую в дальнейшем ближе к Балтий­скому морю, Онежскому и Ладожскому озёрам. Племена веси расселились по всему течению Шексны до впадения её в Волгу, а также по нижнему и среднему те­чению Мологи. Выделялось четыре группы этого народа: Черепо-весь, Луко-весь, Артуже-весь и весь Егонская».

Кроме финно-угорских племён заселялись интересующие нас территории и племенами славян. Колонизация нашего края новгородцами носила промысловый характер: как изве­стно, положение Господина Вольного Новгорода весьма удобно для развития торговли — на великом пути «из варяг в греки». И Новгород ведёт большую торговлю с югом и западом.Это происходит в VI–IX веках.

С XVI  века к финно-угорскому и славянскому населению добавляется карельское. «Первоначальная их родина — юго-восточная часть Финляндии, часть Олонецкого края, часть современ­ной Архангельской области от Онежского озера до «Карельского бе­рега» Белого моря. Из этих мест и переселялись карелы в наши края. Карелия была захвачена Швецией, и правительство Ивана Грозного предоставило карелам для поселения сравнительно слабо заселённые территории, расположенные к северу от Твери. Заселялись земли нынешних Максатихинского, Рамешковского, Краснохолмского, Лес­ного, Молоковского, Весьегонского, Бежецкого и Сандовского райо­нов. Вторая волна переселения карел была в начале XVII века, после заключения в 1617 году Столбовского мирного договора. При Петре I, в первой четверти XVIII века, была новая волна карельских пересе­ленцев. Верно, границы их расселения сместились значительно юж­нее первоначальных. Карельские поселения стали представлять собой сплошные массивы в несколько десятков деревень, в которых было весьма трудно встретить русского человека»[1].

Важная составляющая населения — так называемые «пушкари»[2]. Это группа русского населения, которая появилась на данной территории в результате массового переселения крепостных  крестьян. Они принесли с собой и сохранили свою культурную самобытность до начала XX века. Участники Барановского фольклорного хора про пушкарей не слышали, а про карел отметили, что их расселение проходило в другой стороне, ближе к Ярославлю. А в Весьегонске и в Вологодской стороне карельских деревень не было. На основании вышесказанного, можно сделать выводы о том, что если на территории района в VII веке существовало некоторое разграничение русского и карельского населения, то в начале XX века население почти повсеместно стало смешанным. Костюмный комплекс, бытовавший на обозначенной территории, формировался здесь на протяжении нескольких столетий, обладает региональным своеобразием и является уникальным с точки зрения художественно-стилистических особенностей.

Пояса

В Весьегонском районе пояса выполнялись в технике ткачества на дощечках с перебором (с текстом) и в закладной технике с богатой радужной расцветкой с типичным неровным зиг­загообразным узором и надписью «кого люблю того дарю». В Весьегонске традиционные пояса составляют «массовый» материал, что позволяет выделять художественно-стилистические особенности, анализировать цветовые сочетания, особенности узоров и т.п. Нужно сказать, что сохранились они благодаря усилиям участниц фольклорного хора. Среди участниц Барановского фольклорного хора в основном у всех сохранились пояса, доставшиеся им в наследство: кому-то от родственников, а кому-то от старшего поколения хора. Чаще всего, это именно закладные пояса. Может быть, их сохранность связана с тем, что их не только ткали сами, но и привозили с ярмарки (известно, что такие пояса изготавливались в Череповце), может, с дороговизной материала (для ткачества использовался шерстяной гарус, который, опять же, покупали на ярмарке). Тем не менее, именно такие пояса составляют «массовый материал» и являются своеобразной «визитной карточкой» весьегонского костюма. Их носили очень аккуратно: с изнанки подшивали тканью, узлом не завязывали, а пришивали крючки и петельки. Из-за того, что такие пояса носили в один оборот, их длинными не делали. Пояса, выполненные в технике ткачества на дощечках имеют сходные стилистические особенности: узор выполнен синим цветом на красном фоне, для кромки использованы нити красного, желтого, зеленого и черного цветов. Узорное поле составляют 10-12 дощечек.

Самая распространенная надпись на поясах – «Кого люблю того дарю». Тем не менее, если не хватало длины нитей основы, текст помещался не полностью: «Кого люблю того», или «кого лю то». Оригинальный вариант надписи представлен на поясе Устюженского района Новгородской области: «Кого люблю того люблю НС».

Инструменты и материалы

 Весьегонские пояса выполнялись в двух технологиях: ткачества на дощечках с перебором и в технике закладного ткачества на ткацком стане. Для ткачества на дощечках (дощечки — квадратные деревянные пластины с 4 отверстиями) брали шерстяную пряжу синего и красного (малинового) цветов для основного узорного поля. Как правило, выкладывали синие буквы на красном фоне. А для кромки использовали желтый, зеленый, черный цвета.

Для выполнения поясов в технике закладного ткачества на ткацком стане в основу брали крепкие хлопчатобумажные нитки (типа катушечных № 10), а в уток – шерстяной гарус (сейчас можно взять шерстяное мулине) нескольких цветов (7-8).

Способы и формы передачи традиции.

Устная передача «из рук в руки», отрисованные схемы ткачества и заправки. Технология является восстановленной, популяризацией занимаются сотрудники Тверского областного Дома народного творчества посредством обучающих и демонстрационных мастер-классов в Музейно-выставочном центре им. Л.Чайкиной и выездных мероприятий в муниципальных образованиях.

Экспедиции

Сотрудники Тверского областного Дома народного творчества выезжали в г. Весьегонск в 2010, 2012, 2019 гг. Рук. Баринова Н.Е.

В ходе экспедиций изучена личная коллекция поясов Сазановой Г.М., пояса в коллекции краеведческого музея, музейного уголка в библиотеке г. Весьегонска, пояса участников Барановского фольклорного хора.

Современное состояние объекта.

Восстановленный. Благодаря усилиям сотрудников Тверского областного Дома народного творчества, освоение технологии ткачества Весьегонских поясов приобретает массовый характер. В Салоне ремесел г. Весьегонска освоением ткачества занимается Татьяна Штундер.  

Библиография

  1. Акулова П.Г. Традиционный женский костюм, бытовавший у карельского населения Весьегонского уезда Тверской губернии.// Весьегонск. Краеведческий альманах. Выпуск III. / М., 2009. – с. 159-184.
  2. Баринова Н.Е. Весьегонские пояса: технологии изготовления Весьегонских тканях поясов./Сборник. — Тверь, 2019 г.
  3. Васильев М.И., Васильева С.Л. Новгородский традиционный костюм. – СПб, 2010.
  4. Веселов В.Н. Очерки по истории Садовского района Тверской области от древних времен до ХХ века . – Тверь, 2004.
  5. Козловская О.Л. Ручное ткачество: Учебное пособие для студентов направления «Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы» профиля подготовки «Художественное ткачество». – Тюмень, 2014.
  6. Калашникова Н. М. Пояса со словесами. —  М., 2014.
  7. Калмыкова Л. Э. Народное искусство Тверской земли. —  Тверь, 1995.
  8. Маслова Г.С. Народный орнамент верхневолжских карел. – М., 1951 г.
  9. Сазанова Г.М. Тверь наша губерня, Крешнево деревня. – Тверь, 2009 г.
  10. Смирнов В.И. Русское узорное тканье (костромские пояски). – СЭ 1940 -№3, с. 92-106. 
  11. Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян Восточной Европы/ сост. Лысенко О.В., Комарова С.В. – СПб, 1992.
  12. Традиционный орнамент. Ручное ткачество./Свердловский областной дом фольклора. Вып. 3: Топковые пояса. – 2010.
  13. Осипова Е.И. Ткачество. Новгородские традиции и современность. – М., 2009.
  14. Основы художественного ремесла.Вышивка. Кружево. Худож.ткачество. Ручное ковроделие. Худож. роспись тканей. Практ.пособие для руководителей школьных кружков. Под ред. В.А.Барадулин и О.В.Танкус. – М., 1978.

Авторы/Составители

Баринова Надежда Евгеньевна, ведущий специалист по жанрам творчества Тверского областного Дома народного творчества

Дата публикации  2019 г., обновления 2022 г.

Фильм «Весьегонские пояса. Материалы исследования по объекту нематериального культурного наследия Тверской области «Технология изготовления Весьегонских тканых поясов». Баринова Н.Е., Турлакова К.А., 2019 г.

  • Презентация объекта нематериального культурного наследия «Технологии изготовления весьегонских тканых поясов». 06.02.2020

Фотографии


[1] Веселов В.Н. Очерки по истории Садовского района Тверской области от древних времен до ХХ века. – Тверь, 2004. — Очерк 5. Из истории закрепощения.

[2]Пушкари́ — этнографическая группа русских. Крестьяне помещиков Мусиных-Пушкиных в Весьегонском уезде Тверской губернии. Название произошло от владельцев. По языку и культуре пушкари не имели отличий от остального населения региона и в целом от русских северной зоны. — Википедия

Сборник составлен на основе исследования Бариновой Н.Е. по объекту нематериального культурного наследия Тверской области «Технология изготовления Весьегонских тканых поясов».

Сборник можно скачать по ссылке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Купить билеты

Старая версия сайта

Календарь мероприятий

Ноябрь 2024

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

2024 - Год семьи

Партнеры

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам