История промысла
Село Ведное в старину считалось селом людным, зажиточным, даже богатым по сравнению с окрестными деревнями. Жители были мастерами на все руки: мужчины делали кадушки и бочки, изготавливали решета, а зимой плели соломенные маты на продажу. Славились еще село и столярами, которые делали резные наличники.
Настоящую известность селу принесли местные женщины, их умелые руки. Изделия ведновских мастериц славились в округе: их охотно раскупали на ярмарках и базарах. Поэтому женщины часто вышивали на продажу, что приносило семье ощутимый доход. Постепенно рукоделие распространилось на соседние деревни.
В 1928 году Наталья Никитична Щепоткина, женщина энергичная, предприимчивая уговорила пятерых односельчанок создать кустарную мастерскую. Первыми в артель вошли Н.Д. Елдинова, А.Д. Бутырская, Е.И. Русакова, П.Ф. Фокина, А.Д. Базанова, С.М. Панкова, М.М. Иванова. Председателем артели избрали Наталью Никитичну, которая взяла на себя обязанности счетовода, экспедитора и продавца. Она ездила на базар торговать готовыми изделиями, закупала нитки и полотно. Первое время мастерицы работали на дому. В избах собирались по нескольку человек, частенько рядом с матерью усаживались дочери. Таким образом, пришли в цех Е.И. Павлова, М.М. Ульянова, М.В. Гутеева, М.М. Булкина, Е.А. Слепнева, М.И. Ролякова.
Во время коллективизации и раскулачивания богатых жителей деревни, владеющих торговыми лавками и добротными домами, часть зданий перешло во владение артели «Красные вышивальщицы».
К началу 1950-х годов артель в Ведном располагалась в пяти зданиях, разбросанных по всему селу. Открылись филиалы артели в Кушалине и Найденове. В послевоенные годы работами мастериц заинтересовались в областном центре и даже в Москве. В то время существовало объединение «Культсоюз». Оттуда стали приезжать художники, привозить эскизы и образцы вышивок. Готовили мастерицы еще и особые работы для выставок. В 1948 году по рисункам московских художников лучшие вышивальщицы изготовили панно «Юные садоводы» и «Кремль», хранящиеся ныне в Музее народного искусства в Москве.
В начале 60-х годов в фабричные цеха пришла механизация, появились электрические машинки, позволившие в несколько раз увеличить производительность труда, но при этом сократилось число рабочих, занятых уникальной ручной вышивкой. Началось поточное производство. Мастерицы начали осваивать машинную вышивку. Расширился ассортимент изделий, украшенных строчевой вышивкой (одежда), в вышивку вводилась цветная нить, использовались более сложные виды мережек. Со временем фабрика вошла в объединение «Калининские узоры», превратившись в филиал, а за тем и просто в Ведновский цех объединения.
В 1960 году фабрика завоевала призовое место и удостоилась диплома 2 степени за отличное качество высокохудожественных изделий на Республиканской выставке в Москве. Местная вышивка экспонировалась на ВДНХ СССР, в Канаде и Японии.
Умирание народного промысла из года в год шло все быстрее. Молодежь вышивать не училась, а ветераны один за другим уходили на пенсию. Перестройка и экономический кризис в 1990-е годы повлекли за собой спад производства. Объединение «Тверские узоры» стало избавляться от ставших ненужными филиалов, сократилось число работающих до минимума, отправились на заслуженный отдых пенсионеры (а это самые умелые вышивальщицы). Затем возникли перебои с сырьем.
В 1994 году фабрика закрылась. Строчевой вышивкой продолжали заниматься старые мастерицы на дому.
Вышивка
Ведновская строчка — вид русского народного художественного промысла, ручная вышивка. Отличается применением строчевых приемов вышивки. Основной цвет вышивки — белый по белому, поздние образцы иногда с цветной обводной нитью.
Изделия, украшенные белой строчкой: полотенца, покрывала, подзоры, детские простынки-уголки, занавески для окон, скатерти, дорожки, салфетки, детали одежды. Процесс изготовления изделий достаточно трудоёмок и требует много времени, нагрузки на зрение. Ведновская строчка представляет собой счётную вышивку, много изделий выполнено по «сетке».
Отличительная особенность ведновской строчки — её простота. Модулем построения рисунка служит квадратная ячейка сетки. Строчевая сетка делается обычно крупной: 4 клетки в 1 квадратном сантиметре. На ней располагаются геометрические мотивы простых, как в старинной вышивке, очертаний. Часто в строчевую вышивку перерабатывались узоры, предназначенные для вышивки крестом. Основные узоры — птицы, розы, виноград, цветы, а также геометрические элементы. Ведущими мотивами являются ромб и цветочная розетка. Основные виды швов — «настил», «воздушная петля», «штопка», различные виды мережки («столбик», «жучок», «снопик»).
Как правило, тверские мастерицы не прокладывали в сетке дополнительных диагональных нитей (в этом отличие от крестецкой строчки или горьковского гипюра). В ведновской строчевой вышивке наиболее часто используется шов «настил», заполняющий строчевые клетки основы в одном направлении. Помимо плотного настила применяются и просвечивающие швы: «воздушная петля» и «штопка». Неповторимая красота этой вышивки достигается игрой света в пределах одного, белого, цвета: от плотных до полупрозрачных элементов.
Изготовление включает в себя четыре операции: 1) «держка» — выдергивание вручную нити основы и утка по счёту, чтобы образовалась соответствующего размера сетка; 2) обвивка — укрепление ниткой разреженной структуры полотна; 3) выполнение узора; 4) Обработка краев сетки гладьевым валиком или петельным швом и вырезание зубчатого края.
Инструменты и материалы
Для вышивки использовалось льняное полотно, хлопчатобумажные или льняные нити. Иногда для обвивки использовали нити, оставшиеся после «дёржки». В качестве приспособлений для вышивки использовали «обечки» (обЕчки) — так называются круглые пяльцы, переделанные из решет. Широкие обручи обматывали тканью, в результате получалось хорошо натянутое полотно. Такие пяльцы мастерица прижимала к краю стола, правая рука располагалась над полотном, левая – снизу. Для вышивки использовалась обрезанная игла (ок. 2 см.), что позволило ускорить работу: мастерица работала иглой вертикально, передавая иглу в левую руку, там переставляла в нужную ячейку и передавала в правую руку, при этом иглу не переворачивала. Для выполнения крупных изделий использовали большие прямоугольные пяльцы, за которыми сидели иногда несколько мастериц.
Способы и формы передачи традиции
Традиционный способ – «из рук в руки». В семье обучались постепенно, помогая старшим. Постепенно осваивали швы, мережки, обвивку сетки и, затем, дёржку. На предприятии пожилые, опытные мастерицы обучали секретам мастерства молодых. У мастериц были тетради с узорами, на которых обозначалось количество клеток, необходимых для дёржки, варианты зубчатой каймы. Существовал и цех машинной вышивки.
Экспедиция
В ноябре 2012 года состоялась комплексная экспедиция сотрудников Тверского областного Дома народного творчества в село Ведное Рамешковского района. Были изучены образцы ведновской строчки, проведена фото и видеофиксация технологии изготовления. Было составлено описание ведновской строчки по Форме Каталога ОНКН. Была организована встреча с мастерицей Татьяной Александровной Пироговой, предпринимавшей попытки организовать местных мастериц с целью сохранения традиции этого промысла. Помощь в исследовании оказали мастерицы села Ведное, а также Ведновский Дом культуры.
Известные мастерицы: Киселёва Александра Семёновна (1940 г.р.), Валентинова Тамара Григорьевна (1926 г.р.), Валентинова Зинаида Александровна (1936 г.р.). Стиль фабричного производства ведновской строчки сохранила в своём творчестве Фокина Ольга Александровна, работавшая на фабрике «Калининские узоры». По результатам экспедиционной работы специалистами Тверского областного Дома народного творчества снят фильм «Ведновская строчка» (автор, режиссер – Н.Е.Баринова, оператор, монтаж Н.Д. Осипов).
Современное состояние объекта
Навык ведновской строчки сохранён у немногочисленных мастериц, изготавливающих изделия по старым рисункам с сохранением технологии, перенятой у старшего поколения. Отдельные образцы второй половины ХХ века хранятся в частных собраниях мастериц.
Одна из мастериц – Пирогова Татьяна Александровна (обучалась ведновскому шитью у Валентиновой З.А.) организовала в школе д. Застолбье Рамешковского района кружок ведновской вышивки.
В связи с сокращением числа носителей технологии изготовления изделий, данный вид творчества находится на грани исчезновения.
В 2021 г. в с. Ведное открылся музей ведновской строчки, в котором представлены образцы изделий, тетради с узорами, уголок интерьера с изделиями, украшенными ведновской строчевой вышивкой.
Тверской областной Дом народного творчества (ТОДНТ) приглашает мастериц для участия в выставках. Традиционно изделия с ведновской строчкой участвуют во Всероссийской выставке «Искусство современной вышивки» (Тверь, 2010, 2013, 2016, 2020).
В 2019 г. в Музейно-выставочном центре им. Л.Чайкиной ТОДНТ состоялась Презентация объектов нематериального культурного наследия на зональном этапе Всероссийского фестиваля-конкурса любительских творческих коллективов Центрального и Северо-Западного федеральных округов.
В 2019 г участники детского фольклорного лагеря «Храни традиции», организованного Тверским областным Домом народного творчества в Рамешковском районе, осуществили творческую встречу с Т.А. Пироговой (мастер ведновской строчки) и Маркиной Н.А. (вышивала бабушка).
В 2021 г. в Тверской области проходила онлайн-акция «Фолкурок», Рамешковский район представил фильм «Красота ведновской строчки», в котором Валентинова З.А. рассказывает о своих работах в музее с. Ведное.
Библиография
Т.А. Бадяева. Тенденции развития крестьянской вышивки и особенности искусства строчевышивальных промыслов 2-й половины ХIХ — начала ХХ в. // Сборник трудов НИИХП. Русские художественные промыслы ХIХ — начала ХХ вв. и город. Социальные основы искусства. М., 1983.
М. Майстровский. Земля мастеров. М., 1986.
Л.В. Федотова. Ведновская строчка в прошлом и настоящем (По итогам экспедиции НИИХП 1988 года в Тверскую область) // Художественные промыслы России. Теория и практика. Сборник научных трудов (к 60-летию НИИХП), М., 1992. С. 169—179.
В. Лопаткина. Прошлое, настоящее и будущее ведновской строчки // Народное творчество 1996, №6. С. 22—23.
Н.М. Новожилова. «Ведновская строчка» вручную и на швейной машине. Тверь, 2010.
Н.Е. Баринова. Ведновская строчевая вышивка. // Народное творчество. 2017 г. № 6. – с. 29-30.
Ведновская строчка // Энциклопедический справочник «Тверская область». Н. Новожилова. «Ведновская строчка».
Авторы/Составители
Баринова Надежда Евгеньевна, ведущий специалист по декоративно-прикладному и художественному творчеству Тверского областного Дома народного творчества.
Дата публикации / Дата обновления Ноябрь 2021 года
Видеоматериалы
— Фильм «Ведновская строчка». – Тверской областной Дом народного творчества, — 2013 г. архив Тверского областного Дома народного творчества. Фильм можно посмотреть по ссылке.
— Фильм «Красота ведновской строчки» в рамках онлайн-акции «фолкурок». Фильм можно посмотреть по ссылке.
Фотографии
- Ведновская строчка.
- Л.М. Концедайло — специалист по фольклору Тверского областного государственного Дома народного творчества с работами З.А. Валентиновой.
- Т.А. Валентинова с рисунками «ведновской строчки».
- З.А. Валентинова с готовым изделием.
- О.А. Фокина с вышитым гербом Рамешек.
- Ведновская строчка.
- Ведновская строчка.
- Т.А. Пирогова, З.А. Валентинова (стоят). Л.М. Концедайло, В.И. Яковлева, В.А. Гагачкина, Е.Ю. Куплякова (сидят).
- З.А. Валентинова за вышивкой.
- О публикации в журнале «Народное творчество»
Полотенце. Работа Шадровой Александры Федоровны (1911-1994) с. Кушалино. Фото Бариновой Н.Е.
Фрагмент подзора. Работа Шадровой Александры Федоровны (1911-1994) с. Кушалино. Фото Бариновой Н.Е.
Фрагмент экспозиции музея ведновского шитья в с. Ведное. Фото Бариновой Н.Е.
Фрагмент экспозиции музея ведновского шитья в с. Ведное. Фото Бариновой Н.Е.
Добавить комментарий
Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *
Никогда не переделывали решета в пяльцы. Пяльцы делались специально, т. к необходимо крепкое сцепление двух деталей
Иван
29.12.2017Ведное
это деревня ,так как в ней не было церкви, была часовня, что не давало права называться селом. Но это не умаляет её значение в создании превосходного рукоделия. В нем принимали уснастите и мужчины, делающие рамки и натягивали полотно. И.А. Ефремов из с. Кушалино, проживающий в настоящее время в Ангарске, возраст 88 лет.